Читка пьесы «Оркестр»: пронзительное звучание трагических судеб

Новому проекту Прокопьевского театра – быть!

ЧИТКА ПЬЕСЫ «ОРКЕСТР»: ПРОНЗИТЕЛЬНОЕ ЗВУЧАНИЕ ТРАГИЧЕСКИХ СУДЕБ

Признаемся: в осенние месяцы коронавирус напугал нас не на шутку. И даже после снятия ряда ограничений мы старались лишний раз за пределы Киселевска не выезжать.

Но под занавес 2020 года, 11 декабря, всё же решились побывать в Прокопьевском драматическом театре, полюбоваться обновленным фасадом, новогодними локациями в интерьере. И, безусловно, нас заинтересовал пилотный проект учреждения культуры – «Читка Pro».

По пути в Прокопьевск возникали мысли: а вдруг будет скучно? Наподобие того, как ученики читают у доски тексты по ролям? Впрочем, когда я увидела актрис в экстравагантных, блестящих вечерних платьях, монотонности уже не ожидала! 

Прокопьевский драматический театрЧто же такое читка? Это своеобразный спектакль, в котором минимум декораций, но есть наше воображение. Нет мизансцен, но есть актеры, которые создают характеры персонажей. Текст оживает в речи артистов. По завершении прочтения пьесы зрителям предоставляется слово для обсуждения. Они же и выносят свой вердикт: стоит ли ставить спектакль по данному материалу.

Гости расположились в театральном баре за столиками. Место было выбрано не случайно: действие пьесы «Оркестр» драматурга Жана Ануя происходит в кафе курортного французского городка, в послевоенные годы. Для постояльцев играет небольшой оркестр, создавая приятный музыкальный фон, отвлекающий от мыслей о болезнях. И при этом все мы стали невольными свидетелями трагических женских судеб.

Сразу стало понятно, что пьесу стоило бы прочесть накануне читки. Воспринимать на слух это произведение сложно. Какофония многословных диалогов, сплетен, мелких стычек и конфликтов между оркестрантами перегружала восприятие, и в голове как будто «варилась солянка». Уловить главное было непросто. В разговоры, кто как рубит лук, вяжет японскую резинку, о кружевных салфеточках, перхоти на воротнике пианиста, розовых туфлях врезались пронзительные сетования на неудачи, тоску по любви. Бесконечный поток невнятных претензий Эрмелины (Татьяна Дорофеева) к своему любовнику, растворившейся в нем без остатка. Ее собеседница Леона (Марина Королева) – наблюдательница, не имеющая собственной личной жизни, а потому бурно интересующаяся чужой.

ОркестрПатриция (Елена Маркина) – преданная дочь, в качестве платы за самоотверженность требующая от престарелой, впавшей в деменцию матери полного подчинения. Любвеобильная Памела (Александра Булатова), которая без мужчины жить не может – компенсирует недостаток внимания к маленькой дочке дорогими подарками.

Основное внимание аудитории приковывала к себе экзальтированная до истеричности Сюзанна Делисиас (Наталья Денщикова). Страдальческая, мученическая фигура, постоянно на взводе, у опасной черты. Героиня пьесы подчинила свою жизнь тайным встречам с женатым мужчиной, строго по часам (единственную роль – пианиста – играет Дмитрий Ячменев), она изводит его обвинениями, заставляя все время оправдываться. Ревнует к властной мадам Ортанс (Ольга Гардер) – руководительнице оркестра, с развитым материнским чувством, и готова «выцарапать» возлюбленного у соперницы! На пике переживаний она обрывает собственную жизнь. Однако ее смерть не прерывает музыку, исполняемую оркестром. Бессмысленная жертва…

Никого не оставил равнодушным нарциссический монолог пианиста – худого, щуплого, покорного и скромного, которого мадам Ортанс называла птенчиком. В завершение пьесы он раскрылся с неожиданной – теневой стороны своей личности.

«Вынужден признать, что мне на все наплевать. Иногда я сбегаю от них и один, совсем один, иду на берег реки, туда, где пляж и бассейн, и смотрю на женщин, которые купаются или лежат на солнце. Я делаю вид, что просто гуляю или ищу кого-то, но это не так, я никого не ищу. Я сам — солнце! И все они мои!.. …Все мне повинуются. И совсем молоденькие, которые еще ничего не умеют, и матери, которые, если отдаются, то наслаждение — наверняка!…..Я Нерон! Я Тиберий! Все! Все мои! И с одними я ласков — поцелуйчики, сантименты, а других я – плеткой».

После такого эмоционального выступления коллеги по цеху прозвали актера Дмитрия Ячменева «солнцем»!

По окончании читки режиссер-постановщик Татьяна Стибунова предложила собравшимся высказать свое мнение в обсуждении. Она отметила, что персонажи достались артистам рандомно, никто не выбирал, кого сыграть. И это полезный эксперимент для них.

Отзывы от зрителей звучали разные. Один мужчина сказал, что от обилия разговоров и сплетен устаешь, теряется нить смысла. Но яркая концовка очень понравилась. Кому-то было сложно поворачиваться туда-сюда, переводить внимание из одного угла помещения в другой, где находились герои пьесы. Не все уловили суть конфликта отдельных персонажей. Другим не хватило французского колорита.

Прокопьевский театрОднако большинством голосов аудитория проголосовала за постановку спектакля по пьесе. Материал интересный, проблематика произведения актуальна в любую эпоху. Любовь-зависимость, ревность, зависть, равнодушие, реализация в творчестве, старость и молодость, отношения отцов и детей, партнеров.

Каждый персонаж — на грани срыва и несчастен. Каждого хочется по-человечески понять.

Такая форма работы со зрителем будет продолжена, как и творческий поиск коллектива театра. Показы эскизов спектаклей в рамках лаборатории «Эксперимент 123» запланированы на 20 и 21 января 2021 года.

Приятно, что Прокопьевский театр поддерживает идеи нашей редакции. Так, юных победителей конкурса праздничных открыток ожидают пригласительные билеты на новогодние театральные представления. С нетерпением ждем, когда ребята и их родители поделятся впечатлениями! С Прокопьевским театром всегда интересно!

Елена ГАЗИНА. Фото автора.

Share this: