География определяет кругозор человека

22 декабря 2017 года победу в муниципальном этапе конкурса «Учитель года России-2018» одержала Екатерина Александровна Малашенко. Пройдя все этапы на «отлично», она стала лучшей из семи педагогов-участников. Легко, конечно, не было, но Екатерине Александровне помогли ее сплоченный коллектив и любовь к предмету. Мне удалось пообщаться с влюбленным в географию педагогом и узнать некоторые тонкости профессии учителя.

Екатерина Малашенко— Екатерина Александровна, расскажите, как Вы пришли в профессию и стали географом?

— Я увлеклась географией, когда училась в школе. Моим первым учителем по этому предмету была Елена Владимировна Теплова. В то время у меня еще не было желания стать учителем-педагогом – мне просто нравилась география как наука! Я участвовала в школьных и городских олимпиадах, занимала призовые места. И когда в 11-м классе я стала задумываться о выборе профессии, точно знала, что хочу связать свою судьбу именно с географией и педагогикой. Окончив школу, я поступила в Новокузнецкую педагогическую академию на географический факультет. Обучаясь на последних курсах, я проходила в новокузнецком лицее практику, где, собственно, мне не только понравилась работа учителя, но и я поняла, что педагогика – это моё.

— Чем особенно запомнились студенческие годы?

— Студенческие времена – уникальная пора! Географический факультет для поступающих интересен, конечно, практикой! Например, на снегомерной практике в Горной Шории мы, в буквальном смысле, измеряли огромные сугробы. На гидрологической — скорость течения реки и ее глубину. Проходили мы и землеведческую практику, на которой измеряли почвенные грунты. Запомнилась краеведческая практика в разных городах Кемеровской области. Горжусь тем, что я была в таких уголках Кузбасса, которые, вроде бы, на слуху, но до них просто так не доедешь. Мне посчастливилось побывать и в Тяжинском районе, в частности, в Тяжине на производстве сгущенки, и в Мариинске, в Тисульском районе, Юрге, Салаире, Горной Шории, Кузнецком Алатау. Для меня краеведческая практика много значит: считаю, что в первую очередь мы должны узнать свою территорию и область, а потом уже изучать другие страны. Но в рамках дальней практики была у нас возможность отправиться в Египет, Финляндию, Швецию, Казахстан. Ездили на Дальний Восток и юг России. Это уникальный шанс посмотреть Россию и другие государства в рамках образовательного процесса. Ведь география – это такая наука, где нужна визуализация, где нужно увидеть и ощутить, поэтому это очень важно.

— А помните свой первый урок?

— Помню, это тоже было на практике. Страха не чувствовала никакого. Было интересно. Наверное, потому, что дети были очень увлекающиеся – им было безумно интересно всё, что им рассказывают.

Екатерина Александровна окончила вуз с красным дипломом, и ее оставляли в аспирантуре, но педагогу хотелось вернуться в родной город. И вот уже 8 лет она преподает географию в 5-11-х классах в школе №27.

— В каких классах работать легче, интереснее?

— Думаю, легче работать со старшеклассниками – на уроке мы уже ведем диалоги и дискуссии, строим туристические маршруты и просто обсуждаем современные проблемы, то, что происходит в стране и за границей – это тоже география.

— Чем можно увлечь ребенка, чтобы он с упоением слушал на уроке материал?

— Проблема мотивации с каждым годом стоит очень остро. И если школьникам 5-6-х классов еще интересно: почему появляется радуга, почему летом идет дождь, а зимой – снег, то у ребят 8-х классов и старше мировоззрение меняется, особенно, когда идет процесс самоопределения. Но я стараюсь мотивировать детей тем, что география – это предмет, который определяет кругозор человека. Да, результаты ЕГЭ важны для поступления в вузы, но, когда мы продолжаем обучение или приходим устраиваться на работу, преподаватели и работодатели смотрят и на наш уровень интеллекта, и на наш кругозор. Поэтому я всегда стараюсь донести школьникам, что география – это предмет, который является венцом и гуманитарных, и точных наук. Здесь мы можем и рассчитать угол наклона солнца или падение реки, и написать эссе, при этом изучить население, дать характеристику каких-то народов или стран. Также в географии присутствует и социальный аспект, и гуманитарный, и точный – математический. Поэтому географию сложно отнести к какому-то определенному направлению. И если дети это понимают, я вижу на уроке заинтересованные лица. И это самое главное. Сегодня, к сожалению, экзамен по географии сдают очень малое количество школьников, те, кто планируют продолжить обучение по географическим специальностям, таким как эколог, природопользователь и другие. Но хочется отметить, что те ученики, которые выбирают ЕГЭ по географии, радуют высокими баллами – от 90 и выше.

— Екатерина Александровна, расскажите какой-нибудь интересный случай из жизни.

— Есть у меня один забавный случай, я его очень часто в пример детям привожу. Будучи школьницей, я принимала участие в различных олимпиадах по географии. И однажды, в 11 классе, меня отправили на городскую олимпиаду по географии в 27-ю школу, а училась я в 11-й. Мне пришлось ехать на автобусе, а была зима – холодно, метель, я замерзла. Приехала, работу написала. И в какой-то момент мне 27-я школа показалась неуютной, холодной, малочисленной, в отличие от 11-й – такой любимой. И, выходя из школы, я подумала про себя: «Как хорошо, что я больше сюда никогда не вернусь!». Прошло много лет, и я уже 8-й год здесь работаю учителем географии! Я отчетливо это запомнила! Поэтому всегда повторяю людям: «Никогда не говорите «Никогда!»».

Екатерина Александровна нисколько не жалеет, что работает именно в 27-й школе, и считает, что там коллектив самый замечательный. Ведь именно он поддержал молодого педагога на конкурсе «Учитель года России-2018». Вопрос об участии Екатерины Александровны в конкурсе «Учитель года» поднимался несколько лет, но осуществить задуманное не получалось. — Видимо, в этом году настал мой час, – шутит педагог. – Конечно, меня поддержали и коллектив школы, и завуч Светлана Леонидовна Соколик, и наш директор Юлия Михайловна Сидорова. Это была очень мощная поддержка, которую я ощущала на всех этапах конкурса. Одна бы я не справилась. Я считаю, что это результат нашей команды и всей школы. Уже полным ходом идет подготовка к областному этапу конкурса «Учитель года России-2018», который пройдет в Кемерове в середине марта, и Екатерина Александровна уверена, что у нее всё получится!

— Конечно, это очень ответственно, потому что на городском этапе я несла ответственность только за свою школу, а в Кемерове мне предстоит отстоять честь города, но я думаю, что справлюсь. Помимо любви к географии Екатерина Александровна – ярый фанат хоккея! С детства болеет за новокузнецкий «Металлург» и состоит в организации болельщиков. Болеет за «наших» в различных видах спорта: и в биатлоне, и в хоккее, и в волейболе. В 2017 году нашей героине посчастливилось побывать в Питере – и она не упустила возможности сходить на хоккей. Ведь, как говорит педагог: «Детям, да и самому себе, надо быть интересной, потому что, когда человек самому себе неинтересен, это чувствуют окружающие». Желаем и дальше Екатерине Александровне оставаться такой же разносторонней, а главное – победы на областном этапе в конкурсе «Учитель года России-2018».

Оксана НОВИКОВА.

Фото автора и Екатерины Малашенко.

Share this:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *

Напишите нам