Кто лучше всех управляет бульдозером?

Бульдозер марки Т-3501 – огромная махина. В нем 520 лошадиных сил. Увесистой лопатой этот «богатырь» загребает порядка 25 тонн породной массы. Емкость отвала – 18 кубометров. Только лопата в пустом виде весит 9 тонн. Вес самой машины – 60 тонн. Однако между препятствиями гигант «шныряет» легко и свободно, как ниточка за иголочкой. Точность – ювелирная. За управлением – профессионалы!

ГК ТАЛТЭК

Возможность поучаствовать в традиционном конкурсе «Лучший по профессии» Группа компаний ТАЛТЭК предоставила сотрудникам не только своих предприятий, но и подрядных  организаций. Кто лучше всех управляет бульдозером? Выясняли представители компании «ТББ НК». Но сначала — теория. В каждом билете по 4 вопроса. Большая часть касается  техники безопасности. С заданиями крепкие парни справились за считанные минуты. И прежде чем приступить к теории, еще один вопрос, вне конкурса. Знаете ли вы происхождение слова «бульдозер»? И тут заминка… Экзамен обернулся уроком.
Оказывается, механизмы для перемещения больших масс грунта начали проектировать еще в позапрошлом столетии. Но названия у них не было. Потом их стали называть разговорным термином английского происхождения — «bull-dose». В отдельных кругах так обозначали оружие крупного калибра. А буквально «bull-dose» переводилось
как «бычья доза». Выражение использовалось для определения силы, преодолевающей все препятствия. И лишь под конец XIX века термин закрепился за тяжелым оборудованием.
Слово английское. А бульдозер марки Т-3501 — российский тяжеловес. У него отечественные двигатель и другие агрегаты. На такой технике десять соперников и доказывали свое  преимущество.
Быть первым всегда трудно. Начинать пришлось Александру Богданову. «Правее!», «Левее!», «Тащи», «Загребай!» — кричали со «зрительных рядов». Соперники превратились в группу поддержки. Такая она, мужская солидарность!
«На бульдозере я работаю более 15 лет. На моих глазах многие приходили в эту профессию. Но не все оставались. Техника – заставляющая считаться с ее силой и возможностями. Условия, в которых работаю, требуют всегда просчитывать, анализировать и соблюдать осторожность. Поэтому наше главное оружие – это голова. Сейчас и расчет, и реакция были  нужны особенно. Не все удалось.  Сам у себя выявил ошибку. Как оценит это жюри – не знаю», – окончив соревновательные задания, поделился Александр.
Второму, третьему, четвертому уже легче. Была возможность учесть чужие недочеты. Участник Станислав Кранин предельно внимателен и осторожен. Даже издалека заметно:  волнуется, когда огромные бочки покачиваются от соприкосновения с техникой. Качаются, но не падают. Значит, штрафного нет.
«Все импровизированные препятствия – искусственно созданные ситуации, с которыми в работе сталкиваемся постоянно. Все задания не новы. Мы делаем это при строительстве  дорог, планировке виражей, когда «ведем» отвалы, разрабатываем забои или производим работы по рекультивации. Тружусь я на таком же бульдозере. Все знакомо. Но именно к своей машине привыкаешь, как к родной. Садишься за чужую — и уже чувствуешь дискомфорт. Это как сесть за управление чужим автомобилем. И это было главной проблемой», – рассказывает Станислав.
Дмитрия Ксенофонтова конкурсные задания тоже не смущают. Но их он воспринимает не как наряд на смену. «Волнение есть. Как ни странно. На тебя столько глаз смотрят: и жюри,  и товарищи. И все они с опытом. Нельзя подкачать. Мне все понятно, правила техники безопасности всегда в голове. Но роль здесь сыграют еще и минуты. Главное, не замешкаться», — Дмитрий немногословен.  Он признался: победить хочется. Но главное — приобрести новый опыт, проверить свои силы.
Однако удача Дмитрию не улыбнулась так широко, как трем его напарникам: Дмитрию Богданову (1 место), Антону Нехорошеву (2 место) и Сергею Богданову (3 место).
Они вошли в тройку победителей конкурса «Лучший по профессии» среди бульдозеристов.
Маргарита СЕМЕНОВА.
Фото автора.

 

Share this: