Молитва — пища для души, а Пост — ее весна

Со 2 марта по 18 апреля 2020 года – время Великого поста, а значит, покаяния и интенсивной духовной жизни, освобождения от грехов и страстей. Эти дни словно предназначены для того, чтобы показать нам, как мы далеки от Бога, как часто погружены в суетные дела, забывая об очищении души, ссылаясь на постоянную занятость.
Считать себя православными христианами лишь по факту крещения недостаточно. Необходимо ясно понимать цель своей жизни – спасение, соизмерять свои мысли и поступки с Евангелием, стремиться быть частью Церкви Христовой.
В этом выпуске мы затронем основы основ. Их особенно важно усвоить тем, кто осознанно и решительно встал на путь богоугодной жизни. Какие святые уставы Церкви нужно соблюдать воцерковленному человеку? Как молиться? На эти вопросы отвечает иерей Андрей Корнев – священнослужитель храма иконы Божией Матери «Скоропослушница».

Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница"— Воцерковленному православному христианину следует соблюдать заповеди, посещать храм Божий в воскресные дни – во время утренних богослужений, желательно побывать накануне в субботу на вечерне, обязательно – в великие церковные праздники.
Верующий человек – это человек молящийся. Именно искренняя молитва, со смирением, верою и благоговением, соединяет его с Господом, приближает к Нему. Она нужна для того, чтобы постоянно помнить о Боге, о Его любви, о необходимости соблюдать Его заповеди. Регулярное чтение молитв укрепляет и дисциплинирует нас, не позволяет нам духовно ослабнуть, удерживает от соблазнов.
Молитвенное правило состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно: сразу после пробуждения и на сон грядущий. Тексты вы можете найти в православном молитвослове.
Утренние молитвы: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже», «Символ веры», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших.
Вечерние молитвы: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть».
Конечно, повседневная загруженность накладывает свой отпечаток. На прочтение всех молитв утром, включая предначинательные и заключительные, перед работой или учебой может не хватить времени из-за спешки, а вечером — из-за усталости. В таких случаях допустимо чтение хотя бы нескольких молитв. Главное, чтобы в эти мгновения мы были сосредоточены на Боге, внимание не рассеивалось и каждое слово доходило до самого сердца. Механическое вычитывание текстов молитв, с желанием «скорее бы закончить», не нужно ни вам, ни Господу.
В домашнем молитвенном правиле огромную духовную пользу приносит чтение Псалтири — книги из 150 псалмов, входящей в состав Библии. Есть псалмы покаянные, благодарственные, хвалебные, просительные, учительные. Глубина содержания этих величественных произведений не исчерпана до сих пор. Святитель Василий Великий писал: «Книга псалмов … есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, что каждому на пользу. Она врачует и застарелые раны души, и недавно уязвленному подает скорое исцеление, и болезненное возставляет, и неповрежденное поддерживает; вообще же, сколько можно, истребляет страсти, какие в жизни человеческой под разными видами господствуют над душами».
В течение дня можно также молиться святым, читать акафисты и каноны — у каждого человека своя «вместимость». В качестве сравнения можно привести поддержание здоровья тела: кому-то достаточно прогулок, утренних зарядок, а кто-то всерьез занимается спортом, посещает тренажерный зал.
Православным христианам необходимо регулярно участвовать в церковных Таинствах Покаяния (исповеди) и Святого Причащения.
Перед Причастием рекомендуется выдержать трехдневный пост, посетить вечернее храмовое богослужение, молитвенно подготовиться. Накануне можно прочитать последование ко Святому Причащению, канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу-Хранителю, акафист ко святому Причащению (на Светлой седмице вместо этих канонов обычно читается Пасхальный канон).
Люди спрашивают, как часто нужно исповедоваться и причащаться? Отвечу так: пусть подсказкой станет ваша совесть, внутренняя потребность в святых Таинствах. Главное — чтобы это не вошло в обыденную привычку — лишь бы причаститься, потому что «так положено», а с каким умонастроением — не имеет значения. К сожалению, такой формальный подход встречается.
Помню случай. Я служил Божественную литургию, другой священник исповедовал. Мы не знали, почему одна бабушка пришла на исповедь. Пришла — и хорошо. Священнослужитель исповедовал прихожанку, я ее причастил. И вот я вижу, что она спрашивает у женщины: «И этого достаточно, чтобы мой сын перестал пить?» Вот пример магического мышления, веры в ритуал, после которого якобы всё изменится само собой.
Также не стоит воспринимать многодневные посты в церковном календаре лишь как ограничения в пище. На этой неделе начался самый строгий — Великий пост. Воздержание необходимо: оградите себя от излишеств, праздного времяпрепровождения (в Интернете, соцсетях, компьютерных играх, у телевизора и т.п.), увеселений. В питании учитывайте степень своей подготовленности, состояние здоровья, характер труда, которым занимаетесь. Пост не должен превратиться в самоистязание — напомню, что это длительный период покаяния, искоренения своих пороков, время милосердных дел на благо людям, развития добродетелей.
Среди недели прихожанам полезно посещать великопостные храмовые службы, внимать покаянным песнопениям.
Рекомендуется в Великий пост читать дома каноны — канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон преподобного Андрея Критского.
Есть мнение, что чтение акафистов в дни поста не приветствуется, поскольку в текстах есть слово «радуйся». Считаю, что это не так. Читая акафисты святым угодникам Божиим, узнавая об их добродетелях, подвигах, невольно смотришь на свою жизнь, сравниваешь и понимаешь: а ведь я не такой, видишь свои грехи — и приходит покаянное чувство, словно омывающее сердце.
Начинающим христианам может показаться, что соблюдение святых уставов Церкви — задача сложная, отнимающая много времени, которого и так катастрофически не хватает. Каждый день воцерковленного человека сопровождается молитвами, добрыми делами. Можно испугаться и отступить, счесть эту духовную работу непосильной. Что посоветовать? Начните с малого, приучая себя к новой жизни постепенно, например, добавляя по одной молитве каждый день, выкраивая часы для посещения храма. Обращайтесь к Господу за помощью в дни скорби и обязательно благодарите Его за бесчисленные благодеяния — своими словами или из молитвослова. Не только просите поддержки, но и умейте видеть в своей жизни дары Божии и ценить их, читайте благодарственные молитвы. Главное — искренне, осмысленно. Соблюдение правил с холодным сердцем или с гордыней от своей «правильности» и педантичности — ложный путь.
Мы слышали немало историй, когда люди решались кардинально изменить образ жизни, заботиться о здоровье тела, снизить вес. Люди признавались, как поначалу было тяжело, приходилось преодолевать себя. Но результаты трудолюбия и усердия оказывались потрясающими: «Как же я мог (могла) жить без пробежек по стадиону в 5 часов утра? Без занятий в спортивном зале, плавания? Я чувствую теперь такой прилив энергии, что успеваю во много раз больше, чем раньше!»
А когда наша душа в «сонном», расслабленном состоянии, отягощена грехами, мы не даем ей главной «пищи» — молитвы, не даем себе шанса весной, в Великий пост, очистить ее покаянием, — откуда взяться силам что-то делать? Ощущая близость к Богу, соединяясь с Ним в молитве, мы обретаем смысл жизни, учимся смирению, терпению, любви к Господу и ближним.

Псалом 25 — о прощении грехов и в покаянии
К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеют ми ся врази мои, ибо вси терпящии Тя не постыдятся. Да постыдятся беззаконнующии вотще. Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя. Настави мя на истину Твою, и научи мя, яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день. Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть. Грех юности моея, и неведения моего не помяни, по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи. Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающим на пути. Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим Вси путие Господни милость и истина, взыскающим завета Его, и свидения Его. Ради имене Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть. Кто есть человек бояйся Господа? Законоположит ему на пути, егоже изволи. Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю. Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им. Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои. Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз. Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя. Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя. Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя. Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на Тя. Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи, Избави, Боже, Израиля от всех скорбей его.

Подготовила Елена ГАЗИНА.
Фото из архива редакции.

Share this: