Новый взгляд через призму классики

Каким должно быть сценическое воплощение классической драматургии или прозы, чтобы постановка не вызывала у зрителя ощущения повторения пройденного, давно изведанного и устаревшего, и, с другой стороны, не воспринималась как мелодрама или сериал?

Эти и многие другие вопросы стояли перед молодыми режиссерами, участвовавшими в очередной лаборатории Прокопьевского театра «Эксперимент 123» — по теме «Классная классика». Актеры же в рекордно сжатые сроки не только учили тексты, но и старались передать все движения души героев, оттенки настроения, эмоций. Специалисты театральных цехов создавали изобразительно-пластический образ «набросков» спектаклей.

Художественным руководителем лаборатории стал ведущий театральный критик, член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая Маска» Олег Лоевский.

Напряженная творческая неделя с 13 по 19 февраля выдалась «горячей»! Результатом проделанной работы стали четыре эскиза, которые желающие увидели на минувших выходных:

— «ПРОЗОРОВЫ» (12+) по пьесе «Три сестры» Антона Павловича Чехова — режиссёр Владислав Ляховецкий, выпускник ГИТИС,

— «Записки сумасшедшего» (16+) по повести Николая Васильевича Гоголя — режиссёр Екатерина Пилат, выпускница ГИТИС,

— «Месяц в деревне» (16+) по пьесе Ивана Сергеевича Тургенева — режиссёр Арина Гулимова, выпускница РГИСИ,

— «Бесприданница» (16+) по пьесе Александра Николаевича Островского — режиссёр Ярослав Жевнеров.

ПрокопьевскАвтор этих строк побывала на показах в воскресенье. Утром того же дня прочитала пьесу Тургенева «Месяц в деревне». Откровенно говоря, история о чувствах замужней дамы Натальи Ислаевой к молодому учителю сына Алексею Беляеву, приехавшему на лето в деревенское имение, о соперничестве с 17-летней воспитанницей Верочкой не впечатлила, отклика в душе не вызвала. Не покидала мысль, что Наталья Петровна и Вера воспылали любовью от скуки, бездеятельности, жажды новизны. Ну а студент Беляев, словно микроб, попав в семью, нарушил привычный размеренный уклад поместья, которое персонажи в финале покидают один за другим…

Было очень любопытно увидеть, как распорядится таким материалом режиссер?

«Душно, душно, духота», — нашептывает голос с первых минут эскиза. И мы тут же замечаем на сцене противопоставление двух «миров»: условностей, ограниченности пространства, замкнутости и внутренней свободы. Изнуренные и разморенные летним зноем герои находятся… в парнике, где еще труднее дышать! Между тем как Беляев (актер Михаил Дмитриев) делает то, что ему хочется, окунается в бочку с водой. Вместе с Верой они резвятся, обрызгивают друг друга из пульверизаторов. Молодой человек придумывает забаву – держась за концы каната, кружиться и раскачиваться, как на качелях, и это весело!

ЛабораторияТакая естественность, простота, как глоток свежего воздуха или прохладной воды, наверное, не может не тронуть женские сердца.

Актерский тандем Ольги Гардер (в роли Натальи Петровны) и Дмитрия Ячменева (Михаил Ракитин) привлекает внимание. Ракитин, друг дома, который привык быть «на краешке чужого семейного гнезда», в этом эскизе живой и полный чувств, пытающийся спасти Наталью от невозможной любви, которая для нее – стихийное бедствие.

Имитация грозы на сцене, когда женщина, оставшись в исподней одежде, дает выход эмоциям, символизирует эту внутреннюю бурю…

По окончании 40-минутного показа зрители и эксперты поделились мнениями об увиденном.

«Хочу выразить благодарность режиссеру, артистам, — сразу же откликнулась одна из зрительниц. – В эскизе присутствуют влюбленность, страсть, соперничество. Мне кажется, это полноценный спектакль, актуальный и в наши дни, и я хочу видеть его в репертуаре театра».

Но не каждого эскиз «зацепил», не все поняли, в чем же заключался эксперимент, кому-то хотелось «добавить актерской игры».

Театральный критик из Санкт-Петербурга Евгения Тропп отметила, что в формате лаборатории нужно кратко, через основные сцены, «ударные моменты» показать все коллизии пьесы. После сокращения материала некоторые тонкие переливы красок и смыслов теряются.

И тем не менее, эскиз имеет ценность. Грамотно решено пространство, показаны взаимоотношения персонажей. И становится очевидна авторская мысль: любовь — это настоящее бедствие, когда ей отдаешься весь.

Мария Кожина, театральный критик из Новосибирска, сказала, что эскиз прошел очень лихо, и такая сумасшедшая концентрация событий не дает возможности выдохнуть. Но при этом есть любопытные находки. Одно из открытий – необычное прочтение образа Ракитина. В пьесе он воспринимается как аморфный персонаж, который тормозит действие, бесконечно со всеми разговаривает, а здесь он активный, и в первой части даже кажется, что он злодей.

По словам Марии, финал «непонятен», а что случилось? Все уезжают, но всё в порядке, сели пить чай. А к чему тогда на протяжении 40 минут копились эмоции?

Олег Лоевский добавил, что в центре внимания Тургенева — сложный человек, его непростые чувства, реакции, мотивы, которые он сам от себя скрывает. Из мягкого и бесхребетного он может превратиться в хищника, когда его обуревают страсти.

Интересно, что в ожидании следующего эскиза зрители, сгруппировавшись за столиками кафе, не переключились на свои житейские темы, а оживленно обсуждали «Месяц в деревне»!

ПрокопьевскЗаключительный эскиз по пьесе А. Островского «Бесприданница» готовился всего два с половиной дня! И при этом он оказался, судя по результатам зрительского голосования, самым удачным! 62% решили, что нужно всё оставить как есть. А забыть как страшный сон не пожелал никто.

«Мне нравится такая хулиганская интерпретация классики!», «Браво! От души смеялась! Сергей Сергеевич Паратов в исполнении Гочи Путкарадзе получился такой обаятельный мерзавец!»

«Стерлись все стереотипы. Михалков, Френкель… Тут вообще всё по-другому. Не знаю, цыганский хор будет или нет? Молодцы! Хочется еще и еще».

Такие отзывы звучали от зрителей. Благодарили и Светлану Попову в роли Хариты Игнатьевны Огудаловой. Вместе с Паратовым они, мошенники-пройдохи, «прощупывают» друг друга, у них свои махинации и отдельная жизнь от Ларисы.

Критику Евгении Тропп было интересно увидеть эскиз через такую «оптику» его персонажей. Островский не сентиментальный автор, он видит людей насквозь и показывает их «страшненькими изнутри». Через фарс, без жалостливости, динамичное пластическое решение, мизансцены зритель видит в эскизе то, что не произносится вслух. Тело порой «говорит» больше, чем слово.

Есть вопросы к образу Карандышева, и в короткометражке пока непонятно, как этот нелепый человек с биркой на новом костюме дойдет до критической точки и трагедии.

Как отметил Олег Лоевский, тема унижения многогранна.

В своей работе режиссер нашел новую стилистику, сохранив смыслы произведения (любовь, предательство и др.).

Одну и ту же историю можно рассказать по-разному, не только так, как в фильме «Жестокий романс». В показанном эскизе есть ощущение жизни и воздуха, сегодняшнего дня. Мы слышим разговор современных людей, и каждый из нас может узнать этих героев.

Для зрителей прошедшая лаборатория позволила по-новому взглянуть на мир через призму классики. Не исключено, что какая-либо из представленных работ перерастет в спектакль, который пополнит репертуар Прокопьевского театра.

Елена ГАЗИНА.

Фото предоставлены Прокопьевским театром.

Share this: