Подвиг «Огненного экипажа»: вылет в бессмертие

Почти восемь десятилетий живёт в памяти народной подвиг «Огненного экипажа» Ивана Черных. В его составе, кроме командира младшего лейтенанта И.С. Черных, были штурман лейтенант С.К. Косинов и стрелок-радист сержант Н.П. Губин. 16 декабря 1941 года вблизи города Чудово был подбит зенитной артиллерией самолёт. Экипаж принял решение идти на таран. Иван Черных направил самолет в самую гущу вражеской автоколонны, повторив подвиг капитана Гастелло. 16 января 1942 г. звание Героя Советского Союза всем членам экипажа было всем членам экипажа было присвоено посмертно.

Музей Ивана ЧерныхВ Киселевске имя Ивана Сергеевича Черных увековечено. В его честь названы машиностроительный завод, где он работал, улица и музей школы № 24 (Народный отличный музей боевой славы имени Героя Советского Союза И.С. Черных). Чтят память этого мужественного человека и в других городах нашей страны, в том числе и в Томске. Имя Героя Советского Союза Ивана Черных, совершившего бессмертный подвиг во время Великой Отечественной войны, носит средняя общеобразовательная школа № 4, где он учился. Уже более полувека в МОУ СОШ №4 действует музей И.С. Черных. Мы связались с хранителем музея Натальей Александровной Чупиной, которая поделилась с нами материалами об «Огненном экипаже», фактами из биографии Ивана Черных, а также о традициях, сложившихся в школе в память о молодых героях, пожертвовавших своей жизнью в борьбе с фашистскими захватчиками.
ИСТОРИЯ МУЗЕЯ
15 февраля 1943 года Томским горкомом ВКП (б) школе №4 г. Томска, где учился герой, было присвоено имя И.С. Черных. В 1963 году был объявлен Всесоюзный поход Красных следопытов. Пионерская дружина школы №4 приняла решение: собрать все возможные материалы о Герое Советского Союза Иване Черных, геройски погибшем 16 декабря 1941 года, и открыть зал, посвященный ученику-солдату. Отправили письма в часть, где он служил, в Министерство обороны Советского Союза с просьбой выслать наградные листы, в Киселевск, где он работал. Из Министерства пришли копии боевой характеристики, наградные листы, приказ о присвоении звания Героя Советского Союза и описание «вылета в бессмертие». Прислали адреса однополчан Ивана Черных. Ребята написали письма однополчанам с просьбой поделиться воспоминаниями об И. Черных, выслать фотографии, документацию и сведения о нем. Пионерская дружина школы собрала металлолом и заказала портрет героя. Один отряд взял шефство над матерью Ивана Черных – Марией Никитичной. 16 декабря 1963 года торжественно открылся зал имени И.С. Черных, где были собраны 29 фотографий, документы, письма. А 16 декабря 1964 года состоялось открытие музея, где было выставлено уже 86 экспонатов. В 1985 году в новом здании МОУ СОШ №4 открылась комната боевой славы имени Героя Советского Союза И.С. Черных. На сегодняшний день в комнате-музее имеются 776 музейных предметов, 288 предметов основного фонда и 488 предметов научно-вспомогательного фонда. В школьном музее проводятся лекции о подвиге «Огненного экипажа», встречи с ветеранами ВОВ, ветеранами Афганской и Чеченских войн.
Музей Ивана ЧерныхКаждый год, в течение многих лет, 16 декабря является Днем памяти И.С. Черных. С утра на первом этаже школы ребята видят у портрета героя почетный караул в военной форме с автоматами в руках. На большом экране телевизора демонстрируются кадры военной хроники, звучат песни военных лет. Под портретом И.С. Черных стоят гвоздики. В школьный музей в этот день приходят, сменяя друг друга, все классы нашей большой школы на Минуту молчания. Звучат стихи и торжественная музыка. У многих детей, учителей и родителей на глазах слезы. Такой день ребята будут помнить всю жизнь. На этажах, в коридорах, висят рисунки о войне, о подвиге «Огненного экипажа».
Почти в каждой семье есть фронтовики и труженики тыла. Мы о них собираем летопись, оформляем газеты с фотографиями. Мы создали свой «бессмертный полк».
ДЕТСТВО
Родился И.С. Черных 26 августа 1918 года в деревне Петухи Советского района Кировской области. Ване было 5 лет, когда его отец, герой гражданской войны, умер от ран. В 1928 году Мария Никитична переехала с сыновьями Иваном и Николаем в Томск к родственникам. Чтобы помочь матери, Ваня до школы работал подпаском. Рос Ваня, как и все мальчишки: любил посидеть с удочкой на берегу, поплавать в реке наперегонки с товарищами. Любил за рекой Томью побродить с лукошком по бору. А какое удовольствие — играть в футбол с мальчишками! Зимой самодельные лыжи привяжет к ногам — и ринется с горки так, что дух захватывает. Но, едва услышит рокот мотора в вышине, поднимет глаза к небу, отыскивает чудесную «птицу», забыв об игре.
— Вырасту большой, обязательно стану летчиком, — твердо решил Ваня. Десятилетним мальчиком он поступил в школу №4. Учился Ваня хорошо. Много читал. Большой радостью для него были занятия в школьном авиамодельном кружке. Руководителем кружка был Афанасий Иванович Сидоров. В 1934 году модель Ваниного самолета на соревнованиях была признана лучшей. Его самолет установил всесоюзный рекорд дальности полета. Парня поздравляли с успехом учителя, руководитель кружка, мама.
ЮНОСТЬ
Шли годы. Ваня окончил семилетнюю школу № 4. В 1935 году он поступил в ФЗУ (Фабрично-заводское училище) при заводе «Металлист» (ныне Томский электромеханический завод), стал слесарем. Училище №1, где учился Иван Черных, сейчас называется Томский индустриальный техникум №1, который носит имя И.С. Черных. Но небо властно звало его. В Томске в то время не было аэроклуба, и Иван решил уехать в Кузбасс. В Киселевске он работал слесарем-сборщиком на машиностроительном заводе и учился в аэроклубе города Прокопьевска. В письмах Ваня рассказывал матери о работе, учебе, никогда не жаловался. Настойчиво стремился к заветной цели стать летчиком. В 1938 году военкоматом призван в Красную Армию. И. Черных был зачислен в 31-ю Новосибирскую военную авиационную школу пилотов.
125 (15-198) БОМБАРДИРОВОЧНЫЙ ПОЛК ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ
В апреле 1940 года младший лейтенант И. Черных был направлен в Белорусский (Западный особый) военный округ. В 125-м авиационном бомбардировочном полку дальнего действия он познакомился с лейтенантом С.К. Косиновым, стрелком-радистом Федотовым. Так собрался экипаж, где командиром был самый младший из них И.С. Черных. Всех троих объединила крепкая дружба. Семен Косинов из Курской области. Родился в 1917 году. После учебы — работа в колхозе. Затем окончил Тамбовское Краснознаменное военное пехотное училище, стал командиром стрелкового взвода. После отбора лучших молодых офицеров в авиацию он решил стать военным летчиком. Прошел курсы штурманских наук. В часть попал по направлению Харьковского военно-авиационного училища. Третьим был стрелок-радист Федотов, человек большого мужества и отваги. Во всей авиачасти Черных был самым молодым командиром самолета. Полк тогда базировался в Белоруссии. В конце мая 1941 года Косинов получил очередной отпуск и поехал к родным в Курскую область.
Но 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, и, не закончив отпуск, Семен возвратился в часть. Свой разбитый аэродром он узнал с трудом. Друг Иван встретил его на аэродроме, уже побывав в нескольких боях с фашистами, посуровевшим, с морщинками на лбу.
ВОЙНА
Шел шестой день войны. После выполнения боевого задания Семен развернул только что полученную газету. В ней он прочитал заметку о подвиге экипажа самолета, которым командовал капитан Николай Гастелло. Позвал товарищей, те тоже прочитали статью, и друзья посмотрели друг другу в глаза, словно спрашивая: «А как бы поступили мы?» Именно тогда они приняли самое важное решение. Черных в беседе с товарищами сказал: «Если придется погибать, то постараюсь, чтобы моя жизнь обошлась фашистам очень дорого». В августе 1941 года экипаж получил новый самолет Пе-2 (конструктор Петляков). Самолет – бомбардировщик дальнего действия — ребятам понравился. Семен после ранения возвратился из госпиталя, и экипаж стал осваивать новую машину. В сентябре полк был переброшен на аэродром под Ленинград. Фашисты стремились задушить город петлей блокады на суше. Наши войска упорно сражались за каждый метр этой земли. В эти тяжелые бои включились и летчики полка. Герой Советского Союза, бывший командир полка В.А. Сандалов, рассказывает:
— Не было дня, чтобы экипаж младшего лейтенанта Черных не вылетал на боевые задания. А то и дважды в день. Черных, Косинов и Федотов рвались в бой. К декабрю 1941 года на его счету имелось более шестидесяти боевых вылетов. Все они совершались в самых сложных условиях: в 22-х бомбардировщик подвергался атакам истребителей, а в остальных – сильному обстрелу зениток. Но бомбы Иван Черных сбрасывал точно в цель.
ВЫЛЕТ В БЕССМЕРТИЕ
16 декабря 1941 года младший лейтенант Владимир Ромашевский, тоже сибиряк и друг Ивана Черных, во время воздушной разведки в районе станции Чудово под Ленинградом обнаружил большое скопление вражеских войск. Командир 125-го бомбардировочного авиаполка майор А. Свинин (генерал В.А. Сандалов назначен командиром дивизии) поставил задачу уничтожить врага экипажам старшего лейтенанта В. Солдатова и младшего лейтенанта И. Черных. В экипаже Ивана Черных произошла замена стрелка-радиста: вместо Федотова, который после ранения попал в госпиталь, был назначен сержант Назар Губин. Этот вылет для него был всего четвертым. До этого он подготавливал оружие самолета: заряжал пулеметы, подвешивал бомбы. При заходе на цель самолет был подбит огнем зенитной артиллерии фашистов. Несмотря на повреждения, Черных успешно  провел бомбовую атаку и, развернув объятый огнем бомбардировщик, снова пошел над дорогой, по которой двигалась колонна вражеской техники. Иван не терял надежды сбить пламя: накренял машину на крыло, резко снижался. Но огонь бушевал, обжигая лицо и руки экипажа. Никто не подумал воспользоваться парашютом. Все трое решили выполнить задачу до конца — предпочесть смерть фашистскому плену.
В памяти был свеж бессмертный подвиг капитана Гастелло. Экипаж принял решение направить горящий самолет на колонну вражеской техники. Словно огненный метеор, на  полной скорости самолет врезался в самую гущу врага. Над дорогой взметнулось пламя взрыва. Гордые советские соколы, отважные патриоты своей Родины Иван Черных, Семен Косинов и Назар Губин погибли смертью героев. Им было всего по 23 года…
ПАМЯТЬ
…Уже темнело, когда самолет старшего лейтенанта Солдатова приземлился на аэродроме. Солдатов вылез из кабины, его окружили сослуживцы, а он стоял и молчал, не в силах говорить о случившемся. Потом состоялся митинг. Он был посвящен героическому экипажу. 125-й полк дал клятву отомстить фашистским захватчикам за гибель друзей. 16 января 1942 года состоялся еще один митинг. На нем командир полка зачитал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1942 г. о присвоении Ивану Сергеевичу Черных, Семену  Кирилловичу Косинову и Назару Петровичу Губину звания Героев Советского Союза, а также о награждении орденом Ленина посмертно. Память о славных героях живет в народе. Их именами названы улицы, школы Томска, Киселевска, Прокопьевска, Новосибирска, Бердска, Санкт-Петербурга, Чудова и других городов. В школах открыты музеи боевой славы имени героев. Их имена на бортах океанских лайнеров. Имя И. Черных было присвоено машиностроительному заводу в Киселевске, Назар Губин навечно зачислен в коллектив шахты «Восточная» Читинской области. Ежегодно 9 мая и 16 декабря у обелиска на месте гибели экипажа в г. Чудово собираются ветераны ВОВ, боевые друзья с детьми и внуками, чтобы почтить память героев.
ЦИФРЫ
Цифры могут сказать о многом. 62 боевых вылета совершил экипаж Ивана Черных. В 59 вылетах ему преграждала путь зенитная артиллерия, в 16 – к огню зениток прибавлялись усилия немецких истребителей, в 13 полетах самолет подвергался обстрелу с земли и воздуха. За 35 успешных бомбардировок, совершенных с 22 июня по 30 июня 1941 г. и с 19 сентября по 14 октября 1941 г. по мотомехколонне, аэродромам, артиллерийским и минометным позициям, — 16 октября 1941 г. Черных был представлен к ордену Красного Знамени и медали «За отвагу». С 14 октября по 8 декабря 1941 г. экипаж совершил 26 боевых вылетов. За этот период группой в 3-6 самолетов вызвано 15 очагов пожара, уничтожено на земле до  50 самолетов, подожжен склад с горючим, разрушено до 400 м железнодорожного полотна, взорван склад боеприпасов. Почти 900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда. С 8 сентября 1941-го по 27 января 1944 года противник вел варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы. Ленинград от бомбежек, голода и холода потерял около 1 млн человек. Но город выжил, самоотверженно выстоял благодаря героическому подвигу защитников Ленинграда, таких как капитан Николай Гастелло, как экипаж сибиряка Ивана Черных.
Хранитель музея МАОУ СОШ №4 г. Томска Наталья Александровна ЧУПИНА.

Share this: