Летом к нам в редакцию обратился мужчина. Его история поучительна. Он рассказал нам о неприятной ситуации, в которой недавно оказался, и просил опубликовать об этом статью в газете, чтобы предупредить горожан, призвать их к бдительности.
— В середине июня по телефону я получил приглашение на кулинарное шоу, — рассказывает мужчина. — Ответил согласием. А почему бы и нет? Посмотреть, послушать же можно. Назвал свой домашний адрес, и мне вскоре пришла открытка, на которой организаторы указали дату, время и место проведения мероприятия. Эта же информация была продублирована в СМС. «Кулинарное шоу» проходило в одном из городских кафе, туда мы пришли вместе с супругой. Встречающие спросили у нас паспорт. Я свой не взял, а у жены этот документ был. После регистрации всех попросили отключить сотовые телефоны, каждому выдали билетики для розыгрыша в лотерее.
И вот началась презентация, во время которой ведущие подробно рассказывали о достоинствах «чудо-посуды», без жира приготовили на ней курицу, порезали мясо на мелкие кусочки и на шпажках раздали гостям для дегустации. Затем прошел розыгрыш лотерейных билетов. Как я понял, все они оказались «выигрышными»…
Уж насколько я дотошный человек, в любом деле стараюсь добраться до самой сути, но в те моменты у меня было ощущение помутнения в голове. Всё понимаю, всё слышу, но противодействовать этому не могу. Закончилось тем, что мы подписали договор на приобретение набора кухонной посуды и столовых приборов в кредит на сумму 96800 руб. сроком на 3 года! С учетом переплаты она увеличивается еще тысяч на пятьдесят. Вдобавок мы получили 2 подушки и одеяло. Я бы всё это и даром не взял, не то что за такие деньги!
Что заставило нас подписать бумаги не глядя и взять ненужный товар — не могу сказать точно. Скорее всего, сыграли роль многие факторы: монотонная музыка, бесконечные аплодисменты, заманивание большими скидками, чтобы получить которые, надо поторопиться…
Когда мы с женой вернулись домой, наступило просветление, осознание того, что же мы наделали! В Интернете прочитал о таких случаях в разных городах страны — один в один с нашим. Куда мы только не обращались — и в банк, и в прокуратуру, и в полицию, и в Роспотребнадзор, и к адвокатам, и др., пока нам не порекомендовали Межрегиональную общественную организацию по защите прав потребителей. И несмотря на то, что мы упустили 14-дневный срок возврата товара, благодаря специалистам нам удалось отменить этот кредит, вернуть продавцу посуду, подушки и одеяло, которыми не пользовались.
Наверняка это не единичный случай, когда киселевчане попадаются на подобные уловки. Как действовать, если с аналогичного мероприятия Вы уже вернулись с кредитом? За комментариями мы обратились к Светлане Альбертовне Поповой, официальному представителю организации «Робин Good».
— Мужчина, который рассказал Вам о своей ситуации, уже четвертый по счету наш клиент, едва не ставший плательщиком кредита на приобретение такого товара. И уже трижды с представителями одной и той же компании, офис которой находится в Москве, мы встречались в зале суда. Только в предыдущих случаях люди приходили к нам оперативно, максимум через 2-3 дня после мероприятия. Согласно ст. 25 закона «О защите прав потребителей», покупатель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы.
Следует учитывать, что денежные средства от кредитной организации, с которой был заключен договор на приобретение товара, переводятся продавцу в течение 5 дней с даты его заключения. То есть 14-дневный срок сокращается до 5 дней. Ваш читатель все сроки пропустил. Но когда мы стали разбираться, выяснилось, что он и его супруга, в силу имеющихся у них знаний, предпринимали многочисленные попытки расторгнуть заключенные договоры. Обращались и в банк, и в разные инстанции, в том числе к юристам, и в саму торговую компанию по телефону. Нами была составлена и направлена на адрес этой московской организации претензия с обоснованными требованиями. И реакция последовала — ее представитель приехал в Киселевск, хотя и всячески отсрочивал поездку, неоднократно отказывался расторгать договор купли-продажи. И всё же потенциальные ответчики решили не доводить до судебного разбирательства. Удалось вернуть товар продавцу, после соответствующего заявления в банк кредитный договор был расторгнут в силу расторжения основного договора купли-продажи.
Итак, основная рекомендация потребителям в таких ситуациях — как можно скорее подайте заявление продавцу о расторжении договора купли-продажи и сразу же обратитесь в кредитную организацию с заявлением о расторжении кредитного договора ввиду расторжения основного договора купли-продажи. Стоит иметь в виду, что постановлением Правительства РФ от 22 июня 2016 г. N 568 определен перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат замене и возврату. В этом случае возврат продукции и расторжение договора возможны лишь на основании неверного или неполного предоставления информации потребителю о товаре. Однако многие компании предусмотрели и этот момент и в договоре прописывают пункт, что информация о продукте доведена до потребителя в полном объеме. А человек его подписывает, не вникая.
Нарушений прав потребителей со стороны таких компаний-гастролеров усмотреть очень сложно. Документы, как правило, они составляют юридически грамотно. Ст. 426 ГК РФ гласит, что любой договор купли-продажи публичный, и каждой из сторон при его заключении дана свобода выбора. И подписи ставят сами покупатели. Но все четыре клиента как один говорили о том, что находились в заторможенном состоянии и критически не оценивали обстановку. Не исключено, что на презентации применялись какие-либо меры психологического воздействия. Еще раз хочется напомнить: прежде чем заключать какой-либо договор, вдумчиво, внимательно прочитайте все его условия. Основные — это ассортимент товаров, их стоимость, сроки исполнения договора, непременно — текст, напечатанный более мелким шрифтом. Да, спешка, в которой документы оформляются, оказывает свое влияние. Как в вышеописанной истории: сначала гостей расслабляют, создают позитивный эмоциональный фон, угощают, а когда доходит дело до покупки, темп резко ускоряется.
Помните: если продавец или представитель кредитной организации пытается Вас торопить, это должно насторожить! Будьте бдительны! Ни в коем случае не поддавайтесь спешке, принимая решение, лучше развернитесь и уходите. Чтобы после кулинарного шоу, презентации, мастер-класса или прочего мероприятия не «выиграть» кредит.
Елена ГАЗИНА.
Фото автора.