Ежегодно 10 ноября в нашей стране отмечается профессиональный праздник сотрудников органов внутренних дел РФ. До 2011 года он носил название День милиции. После вступления в силу нового закона «О полиции» в соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2011 года праздник стал называться «День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».
В этот день проходит множество торжественных и памятных мероприятий, когда чествуют не только отличившихся сотрудников, но и ветеранов — бывших защитников правопорядка. Впрочем, они не остаются без внимания и накануне праздничной даты. В этом мы смогли убедиться, побывав в стенах отделения по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по г. Киселевску, где радушно принимали подполковника милиции в отставке Нину Валентиновну Федорченко, долгие годы возглавлявшую подразделение ПДН в нашем городе. Беседа с ней, которую мы предлагаем вашему вниманию, получилась интересной и познавательной.
— Нина Валентиновна, как случилось, что Вы пошли служить в милицию?
— Окончив школу, я поступила на филологический факультет Кемеровского государственного университета. После двух курсов перешла на заочное обучение, приехала в Киселевск, нужно было куда-то устроиться на работу. Мне предложили попробовать свои силы в детской комнате милиции. Вот я и стала инспектором по делам несовершеннолетних. Так получилось, что с 1978 года я училась, ездила на сессии и работала. Тогда нас было всего 5-6 инспекторов. Спустя 9 лет меня назначили начальником инспекции по делам несовершеннолетних ОВД Киселевского горисполкома. С тех пор на протяжении 23 лет я была бессменным начальником ПДН в городе. Видела, как развивалась милиция, как вводились новые должности, рос штат сотрудников ПДН. В начале 2000-х по инициативе губернатора Кемеровской области Амана Гумировича Тулеева в общеобразовательных учреждениях стали вводить школьных уполномоченных инспекторов ПДН, и наш штат превышал 25 человек.
— Чем запомнились Вам первые годы работы?
— Я была молодой. Устраиваясь на работу, думала, что придется иметь дело с детьми, а тут были и ребята по 16-17 лет. Разница в возрасте с ними была небольшой — 5-7 лет. Я обслуживала часть центра города, Подземгаз, Спецпосёлок. Приходилось много работать в вечернее время. Встречаться с родителями, когда они возвращались с работы домой после 18:00. Я брала объяснения, разбиралась в каких-то ситуациях, а потом они провожали меня на автобус. Запомнилось тесное сотрудничество с комсомольскими молодёжными отрядами. Каждую пятницу мы отправлялись в рейды. Патрулировали. Предприятия выделяли транспорт.
— Вы сразу получили милицейское звание?
— Через 5 месяцев с момента трудоустройства мне присвоили звание младшего лейтенанта. В 1981 стала лейтенантом, в 1984 – старшим лейтенантом, в 1987 – капитаном, в 1991 – майором, а в 2000 – подполковником милиции.
— Что самое сложное в работе с подростками?
— Умение убедить, даже не столько подростка, сколько его родителей, чтобы они установили между собой контакт. Переход от детского возраста в подростковый очень сложный. Многие мамы и папы отпускают ребёнка, как говорится, «в свободное плавание», а это самый ответственный и важный этап воспитания. Если упустить момент и не стать своему чаду товарищем, другом, то он заполнит свою пустую нишу улицей, ребятами, вредными привычками, а сейчас многие — гаджетами. Причём это касается не только юношей, но и девушек. Я помню, когда пришла на работу в ПДН, у нас на учёте не стояли девочки. Первой мы поставили на учёт в то время Катю Н. Она жила на Подземгазе и в гастрономе украла пачку киселя, пачку чая и пачку сахара, а в старом универмаге — туфли за 12 рублей. В их семье умерла мама, отец работал в шахте. Пятеро детей жили в маленьком домике, даже полы были некрашеные. Но когда я к ним пришла, то в глаза бросилась идеальная чистота. На окошках висел тюль – все дырочки были аккуратно заштопаны. Дети стояли у плиты и в большой кастрюле варили себе пищу. Когда я спросила Катю, ей тогда было лет 11-12, почему она это сделала, она ответила, что все продукты в доме закончились, а надо было дожить до папиной получки. Пришлось пойти на воровство, но даже при этом она не стала брать дорогие туфли, которые стоили больше 20-25 рублей.
— Вы знаете, как сложилась у Кати судьба в дальнейшем?
— Да. Через положенное время мы сняли девочку с учёта. Многодетная семья получила квартиру. Они переехали. Больше в поле зрения правоохранительных органов Катя не попадала.
— В каком году Вы ушли на пенсию и чем сейчас занимаетесь?
— На пенсию я вышла в 2010 году, но продолжала работать. В Иганино, где у нас с супругом была дача, я стала заведующей клубом. Потом 3 с половиной года была заместителем директора по ОБЖ в Лицее № 1. А последний год я уже не работаю, решила попутешествовать. Побывала в Крыму, Евпатории, Кисловодске, Пятигорске, Ессентуках, дважды ездила в санаторий в Хосте.
— Как Вы познакомились со своим супругом, он ведь тоже работал в милиции?
— Да. Михаил Тимофеевич служил на Севере. Приехал в Киселевск, устроился оперуполномоченным в уголовном розыске. Он был очень обходительным, умел ухаживать. Мы поженились, родился сын Иван, который уже окончил областную кадетскую школу-интернат милиции. После неё — Томский университет систем управления и радиоэлектроники. Сейчас работает программистом в администрации Томска, курирует отдел лесного хозяйства.
— Тяжело воспитывать ребёнка, если оба родителя работают в милиции?
— Конечно. Он у нас, если можно так выразиться, «телефонный мальчик». Контроль осуществлялся зачастую именно по телефону. Вопросы еды, учёбы, домашних дел, уборки и т.д., Вы же понимаете, что у нас по службе бывало и бывает всякое. И ночью, и в выходные вызывают. Когда, к примеру, теряется ребенок, нас всех поднимают по тревоге. Однажды мы на Красном Камне искали 16-летнего парня две недели и не нашли. Его мать с отчимом купили компьютер подростку и «сплавили» сына к дедушке с бабушкой, мол, в частном доме он помогает им во всём. В один из вечеров юноша собрался там с приятелями, пили пиво, после чего исчез. А дело было зимой, да ещё и во время бурана. Парень поссорился с дедушкой и бабушкой, выбежал на улицу раздетый и направился в сторону леса. По-видимому, поскользнулся, упал в овраг, и его занесло снегом. Две недели мы парня искали, посменно. К сожалению, всё закончилось трагически…
— Годы летят. Поддерживаете ли Вы с кем-то из Ваших бывших подопечных отношения, говорил ли Вам кто-либо спасибо за то, что не позволили им сбиться с правильного жизненного пути?
— Да, и со многими. К примеру, были у меня на учёте двое парней из семьи П., в которой воспитывалось четверо детей. Один напился и угнал трактор, на котором рассекал по району шахты № 12, другой серьёзно подрался. С их мамой мы до сих пор приятно общаемся. Она поддержала меня и тогда, когда умер мой муж. А мальчишки не скатились. У каждого семьи, всё в порядке. Есть и такие из моих подопечных, кто раньше состоял на учёте, а сейчас занимают высокие посты. Они поздравляют меня с праздниками, звонят, при встречах всегда благодарят. Однажды я шла мимо вокзала, а рядом остановился грузовой автомобиль. Водитель выходит, с улыбкой приветствует меня, обнимается. Рассказывает, что у него всё хорошо. Узнала Диму Г. – порадовалась за него. Таких примеров могу привести множество. Наша работа характерна тем, что мы зачастую не видим сразу плодов своего труда. Всё приходит со временем.
— Какими качествами должен обладать инспектор по делам несовершеннолетних?
— Он должен хотеть работать, иметь призвание. При всех трудностях не терять порядочности, быть строгим и в то же время не давить на подростка. Должен не бояться говорить правду родителям. И доброта должна быть обязательно. Что касается непосредственно кадров. В ПДН нужно не просто работать, но и постоянно учиться, в первую очередь, получая юридические знания. Тот, кто не хочет учиться, работать в ПДН не сможет. И ещё – нужно быть очень гибким. Уметь подчиняться и уметь отстаивать свою точку зрения. Как-то привезли к нам девочку, такого крупного телосложения, которая вдруг закатила истерику и даже хотела выброситься из окна. Удержать её было очень тяжело. Надо было положить девочку в наркодиспансер, чтобы ей оказали медицинскую помощь, а она ни в какую не хотела. Пришлось уговаривать, и ведь получилось. От инспектора подросток должен выходить не обозлённым, а окрылённым надеждой на то, что в жизни всё будет хорошо.
— Что бы Вы хотели пожелать в канун профессионального праздника своим коллегам?
— Прежде всего — берегите своё здоровье! Не теряйте терпения. При всей сложности нашей работы и нехватке времени, не зацикливайтесь только на ней. Будьте активными, жизнерадостными, занимайтесь спортом, занимайтесь собой. Пользуйтесь в полной мере всеми благами, которые нам дарует современная жизнь. И даже достигнув такого возраста, как, к примеру, у меня, не останавливайтесь, продолжайте радоваться и радовать окружающих.
Родион ТИТАРЕНКО.
Фото автора и из архива Н.В. Федорченко.