Говорят, что все случайности – закономерны. Недавно совершенно случайно я познакомилась с девушкой, которая вяжет очень красивые платья – Натальей Хлупиной. Я сама раньше немного вязала, поэтому меня заинтересовало её увлечение. Я стала «напрашиваться» в гости, чтобы самой увидеть и потрогать всю рукотворную красоту тонюсеньких платьев и кофточек. Наталья с удовольствием пригласила меня к себе. Незадолго до нашей встречи я узнала, что ее муж пишет картины. И так совпало, что наше общение как раз состоялось накануне Дня художника! Мне было приятно оказаться в их творческой семье.
Мастерица
Если раньше я знала одного человека, который мог из любых ниток сотворить шедевр – это Надежда Моргунова, то на сегодняшний день я познакомилась еще и с Натальей Хлупиной. С чего всё начиналось и как Наталье удается создавать такие изумительные вещи – об этом и не только я расспросила свою собеседницу.
— Наталья, когда ты увлеклась вязанием?
— Я вяжу с детства. Сама я из многодетной семьи – нас 8 детей, и я самая старшая. И вот, когда все спать ложились, мама всегда садилась на ночь вязать носки и рукавицы. А детей-то много, и каждому надо по нескольку пар связать. И однажды, когда я стала первоклассницей, подошла к маме и говорю: «Мама, научи меня вязать», она отвечает: «Иди уроки делай!». Я ей снова: «Мам, ну научи вязать!». Так она меня и научила. В 7-м классе я уже связала сестре белую жилетку – мама мне только помогла вывязать горловину, сама я еще не умела. Свои первые рукавицы я связала в 17 лет. И тогда же я связала себе кофту очень сложным рисунком — раппортом 50 рядов в высоту – узором, который повторяется. Правда, кофта получилась очень широкой, потому что я тогда еще не умела рассчитывать петли.
— Сколько лет тебе было, когда ты начала вязать крупные вещи?
— Кофты и платья я начала вязать в 25 лет, но сначала были салфетки и прихватки. А получилось так: однажды я прочитала в местной газете про одну бабушку, которая очень хорошо вяжет. Я пошла в редакцию, узнала её адрес и телефон. Пришла к ней, познакомилась, мы разговорились, после чего бабушка достала из шкафа и показала мне целую стопку салфеток – глаз не оторвать! И после этой встречи я сама начала вязать прихватки и салфетки, а потом и на платья и кофты перешла. У меня есть кофта с красивым рисунком – её я мечтала связать себе еще с детства. У нас мама раньше выписывала журналы «Наука и жизнь», «Работница». Из них мы доставали и хранили вкладыши по вязанию, вышивке, шитью. И в одном из этих журналов я увидела эту кофту. И в 25 лет я ее связала!
— Много времени уходит, чтобы связать, например, одно большое платье?
— На каждую большую вещь у меня уходит 2-3 месяца. Но иногда и до 8 месяцев.
— Приходится ли перевязывать что-то в изделиях?
— Нет, я стараюсь не ошибаться и себе в основном никогда не распускаю.
— Куда ты такие красивые вещи надеваешь?
— Мне нравится быть красивой, и я надеваю свои вещи летом, когда выхожу на улицу. Или когда еду в гости, тоже надеваю. Мама мне иногда говорит: «Ты вяжешь такие вещи, в которых никуда не выйдешь! Зачем?» Я ей отвечаю: «Мам, мне нравится, когда красиво, когда я одета в то, чего нет у других».
— Себе вяжешь или на заказ?
— Я люблю себя обвязывать, иногда ребенку вяжу, иногда — близким и друзьям. Недавно связала кофту знакомой, а она попросила к следующему лету связать внучке нарядное платье. На Новый год связала племяннице костюм русалки.
— Какие у тебя еще таланты есть? Вышивать умеешь?
— Умею, только гладью, хочу научиться вышивать крестом. Свою первую вышивку «утенок» я сделала, когда училась классе в 7-м, ходила тогда в Дом творчества на Красном Камне. Когда я показала свою работу педагогам, они не поверили, что это вышито вручную: сказали, что здесь всё так ровненько, как будто вышивали на машинке. Первоначально вышивка была сделана на большом платке, а потом, когда я ходила в школе на кружок шитья, я из него сделала квилт – изделие из разноцветных лоскутов, пришитых на основу. Этот рисунок был на маленькой коробочке с конфетами. Я его перерисовала, увеличила и вышила. Преподаватель сказала: «Другой бы не стал возиться с такой «мелочью», а мне понравилось.
Наташа бережно хранит все свои первые работы – это и салфетки, и прихватки, и скатерти, и даже вязаные игрушки. Конечно, это не сравнить с её последними шедеврами – белоснежными платьями, похожими на подвенечные. Поделилась мастерица и своими планами на будущее, какие платья она хочет связать. Конечно, все модели взяты из Интернета, но никакая вещь не будет «сидеть» хорошо, если она не выполнена немного по-своему и с душой.
Мастер
Чтобы воплощать в жизнь такие изделия, надо быть творческой личностью, немножко волшебником, я бы даже сказала – художником. Но мне повезло. Я попала в творческую семью, где жена – вяжет и вышивает, а супруг – пишет картины. К окончанию нашей беседы с Наташей к нам присоединился Виталий Чернов. И я просто не могла упустить возможности пообщаться с художником накануне его праздника.
— Виталий, расскажите о себе, о Вашем творческом пути.
— У меня папа тоже художник, и когда мне было года 4, я с завистью наблюдал, как отец рисует, и хотел научиться. В школе, как все дети, я любил рисовать, но дальнейшего развития это не получило, и в художественную школу меня не отдали, а годы шли. Когда мне было уже за 20 лет, жизнь меня сводила с разными художниками, с одним из них мы дружим до сих пор – это Руслан Маслюков. В свое время он окончил Московский заочный народный университет искусств и предложил мне там поучиться. Денег мне хватило только на первый курс, так как в 90-е годы резко подняли цены за обучение, и мне пришлось оставить университет.
— И больше не пробовали никуда поступить?
— Позже я случайно узнал, что киселевская художественная школа №9 набирает экспериментальный разновозрастный класс, куда я и поступил. Тогда еще директором художественной школы был Михаил Григорьевич Селищев. Он посмотрел мои работы, которые остались с первого курса университета, и определил меня сразу на третий курс к Светлане Васильевне Ивановой. Через полгода я экстерном окончил школу, и мой педагог – Светлана Васильевна — посоветовала мне продолжить обучение. И я в 28 лет с высоким баллом поступил в Кемеровское художественное училище. В тот же году я узнал, что в Новокузнецке открылся филиал этого училища, и перевелся туда. А потом филиал перестал существовать. Но наши педагоги, в частности, Игорь Борисович Бессонов, проявили инициативу и на базе Новокузнецкого училища совместно с его директором организовали училище искусств, которое я и окончил. В дипломе у меня так и прописано: в 2000 году я поступил в Кемеровское художественное училище, а в 2005-м окончил Новокузнецкое училище искусств.
— Были ли у Вас свои персональные выставки?
— Мои выставки проводились практически ежегодно, начиная с 2002 года, посвященные разным датам. Совсем недавно была выставка в Доме общественных организаций — «Акварель». Эти работы находятся в фонде Рериховского общества. Это картины периода, когда я учился – 2000-2001 годы. Сейчас я акварелью не работаю и вообще такие работы не пишу. Выставка моих последних картин состоялась в прошлом году в ККЗ «Россия» под названием «Знаки». В экспозиции были представлены абстракция и работы, на вид напоминающие знаки. Через такие картины мне легче выразить свои идеи и впечатления. Возможно, они мало кому понятны. Некоторые посетители приходили и сразу уходили с выставки.
Хочется отметить, что Виталий Чернов 4 года был председателем местной общественной организации «Художники Киселёвска».
— Это было мое детище, — говорит Виталий, — и организация держалась полностью на моей инициативе. Но в апреле прошлого года я закрыл ее, потому что приходилось вкладывать немало собственных денежных средств, а помогать никто не хотел. Как оказалось, с художниками вообще очень сложно иметь дело: каждый — индивидуальность. И я решил: пусть все будут каждый сам по себе. А если выставки картин кому-то нужны, то они всегда были как до организации, так и после будут, если художники этого захотят. А уговаривать и упрашивать кого-то – смысла нет.
— Какие картины Вы пишете в последние годы?
— В последние годы я пишу портреты на заказ – этим и зарабатываю. На протяжении нескольких месяцев заказов пока нет, но я не отчаиваюсь. Есть у меня рабочее место, где находятся мои картины, мольберт, краски – это квартира, которую мне помогли приобрести родители, спасибо им – там я работаю. Знакомство с искусством позволяет увидеть мир во всех его красках. Все мы когда-то пробовали свои силы, взяв впервые в руки карандаш и кисти. У одних получались замечательные картины или эскизы. Другие создавали по эскизам красивые изделия. Я очень рада, что мне посчастливилось побывать в гостях у Натальи Хлупиной и Виталия Чернова. Пара собирается в 2018 году узаконить свои отношения, поэтому хочется пожелать им только всего самого наилучшего!
Оксана НОВИКОВА.
Фото автора.