Можно ли обменять лекарство, если вы еще не вышли из аптеки?

В редакцию газеты «Киселевские вести» обратился наш читатель. Он и его жена пришли со списком лекарств в одну из аптек. Но по ошибке под руку попался не тот листок бумаги — с названием другого препарата. Чек уже был пробит, супруги еще не успели покинуть помещение аптеки и обнаружили, что у них не то лекарство. Вернувшись и обратившись к фармацевту, они просили обменять препарат на нужный. Но получили отказ, мотивированный тем, что медикаменты возврату и обмену не подлежат.
Читатели спрашивают: а в любом ли случае это так? Каждый может ошибиться, недосмотреть, особенно пожилые люди, и отдать последние деньги за неподходящее лекарство. И если, например, покупатель еще от кассы не отошел или пределы аптеки не покинул, имеет ли право фармацевт пойти навстречу — вернуть деньги или обменять лекарство на другое? Эти вопросы мы адресовали в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Киселёвске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе и получили развернутый официальный ответ.

Таблетки«Под лекарственными препаратами понимаются лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности (п. 4 ст. 4 Закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ). Возможность обмена и возврата приобретенного лекарственного препарата зависит от его качества, а также от полноты предоставленной продавцом в момент покупки информации о препарате.
УСЛОВИЯ ОБМЕНА И ВОЗВРАТА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ
По общему правилу лекарственные препараты надлежащего качества вернуть или обменять нельзя (ст. 25 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; п. 1 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).
Однако, если продавец не проинформировал вас о существенных потребительских свойствах лекарственных препаратов, в частности, о наличии противопоказаний при применении безрецептурных лекарственных препаратов, и вы имеете доказательства данного факта, вы вправе вернуть такие лекарственные препараты и потребовать от продавца возврата уплаченной за них суммы, даже если сами по себе лекарственные препараты качественные (ст. 10, п. 1 ст. 12 Закона N 2300-1).
Лекарственные препараты ненадлежащего качества вы вправе по своему выбору заменить или же вернуть продавцу и получить уплаченную за них сумму (п. 1 ст. 18 Закона N 2300-1).
Недостатки могут быть следующие: брак, дефекты маркировки, отсутствие инструкции по применению препарата, истекший срок годности, любые отклонения препарата от описания, приведенного в инструкции.
Наличие недостатков необходимо проверять сразу после покупки лекарственного препарата, в ином случае доказать их возникновение бывает сложно (например, отсутствие инструкции).
ПОРЯДОК ОБМЕНА ИЛИ ВОЗВРАТА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ
Потребовать возврата денежных средств за качественный лекарственный препарат, о существенных потребительских свойствах которого продавец вас не проинформировал, можно в разумный срок (п. 1 ст. 12 Закона N 2300-1).
Требование о замене некачественного лекарственного препарата или об отказе от договора и возврате уплаченной за лекарство суммы вы вправе предъявить, по общему правилу, в течение срока годности препарата, а если он не установлен, то в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи вам товара. В последнем случае более длительные сроки могут быть установлены законом или договором купли-продажи (п. 4 ст. 5, п. 1 ст. 19 Закона N 2300-1).
Для обмена или возврата лекарственных препаратов рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Составьте претензию и направьте ее продавцу. 
Письменная претензия составляется в свободной форме с указанием: Ф.И.О., адреса и иной контактной информации заявителя; наименования лекарственного препарата, даты и места его приобретения, способа оплаты; обнаруженных недостатков, времени и обстоятельств их обнаружения (если такие были обнаружены); информации, которая не была предоставлена продавцом в момент покупки (если возврат осуществляется на этом основании); требования к продавцу (п. 1 ст. 18, п. 1 ст. 25 Закона N 2300-1).
Рекомендуем приложить к претензии копии документов, подтверждающих приобретение и оплату лекарственного препарата. Однако отсутствие чека или иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки лекарства, не является основанием для отказа в удовлетворении ваших требований (п. 5 ст. 18 Закона N 2300-1).
Целесообразно составить претензию в двух экземплярах. Желательно, чтобы на одном из них лицо, принявшее претензию, проставило свою подпись с указанием Ф.И.О. и должности, а также дату принятия претензии и печать продавца (при наличии). Этот экземпляр претензии оставьте себе в подтверждение вашего обращения к продавцу.
При отказе продавца принять претензию или проставить на втором ее экземпляре отметку о приеме рекомендуем направить претензию заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, что позволит в случае необходимости подтвердить соблюдение претензионного порядка (пп. «б» п. 10 Правил, утв. Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234).
По требованию продавца и за его счет вы должны возвратить лекарственный препарат ненадлежащего качества. Обратите внимание на то, чтобы его возврат был задокументирован (п. 5 ст. 503 ГК РФ; п. 1 ст. 18 Закона N 2300-1).
Шаг 2. Дождитесь рассмотрения продавцом вашего заявления.
Требования о возврате уплаченных за лекарственный препарат денежных средств продавец должен удовлетворить в течение 10 дней со дня предъявления требования (ст. 22 Закона N 2300-1). Если предъявлено требование о замене лекарства, продавец обязан выполнить его в течение семи дней со дня предъявления требования, а когда нужна дополнительная проверка качества лекарственного препарата — в течение 20 дней со дня предъявления требования (п. 1 ст. 21 Закона N 2300-1).
Лекарственный препарат подлежит замене в течение месяца, если он отсутствует у продавца в момент предъявления требования покупателем (п. 1 ст. 21 Закона N 2300-1).
В случае удовлетворения продавцом ваших требований получите от продавца новый лекарственный препарат или денежные средства.
Шаг 3. При отказе продавца разрешить вопрос в добровольном порядке обратитесь с иском в суд. 
Обращаясь в суд с исковым заявлением, в частности, о возврате уплаченной за лекарственный препарат суммы, вы можете дополнительно потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных вам вследствие ненадлежащего информирования о существенных потребительских свойствах лекарственных препаратов или продажи лекарственного препарата ненадлежащего качества (п. 1 ст. 18 Закона N 2300-1).
За нарушение срока удовлетворения заявленных вами требований с продавца можно взыскать неустойку (пеню) в размере 1% от цены лекарства за каждый день просрочки (п. 1 ст. 23 Закона N 2300-1).
Примечание. Требования о возмещении причиненных вам убытков и выплате неустойки (пени) можно заявить также в претензии продавцу, однако добиться их удовлетворения в добровольном порядке, как правило, не удается. Также вы вправе потребовать от продавца компенсации морального вреда (ст. 15 Закона N 2300-1).
Справка. Размер госпошлины по искам о защите прав потребителей. Истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (п. 3 ст. 17 Закона N 2300-1; пп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 333.36 НК РФ). При удовлетворении судом ваших денежных требований, которые продавец не удовлетворил добровольно, суд взыскивает с продавца в вашу пользу штраф в размере 50% от присужденной вам суммы (п. 6 ст. 13 Закона N 2300-1; п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).
При удовлетворении иска суд по вашему ходатайству может полностью или частично взыскать с ответчика в вашу пользу заявленные вами судебные расходы, в частности, расходы на оплату услуг представителя, почтовые расходы, связанные с производством по делу (ч. 1 ст. 88, ст. 94, ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 100 ГПК РФ; п. п. 2, 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Производимые гражданам выплаты неустойки и штрафа в связи с нарушением прав потребителей облагаются НДФЛ. Выплачиваемая денежная компенсация морального вреда НДФЛ не облагается (п. 7 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015).
И.о. начальника территориального отдела В.В. Вачаев».

Share this: