Деятельность ГИС ЖКХ регулируется федеральным законом Российской Федерации «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ.
Согласно этому закону, все структуры, которые осуществляют управленческую деятельность в ЖКХ, обязаны открыто предоставлять имеющуюся у них информацию.
Государственная информационная система ЖКХ была создана ещё в 2014 году благодаря специальному Федеральному закону и первые несколько лет проработала в тестовом режиме. Разработчиками этой системы являются Минстрой и Минкомсвязи России. Создание ГИС ЖКХ началось с принятия законов от 21.07.2014 № 209-ФЗ и № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Далее, в период с декабря 2014 года по март 2016 года, последовали совместные приказы Минкомсвязи и Минстроя России, в которых утверждались: функционал; порядок обработки и хранения информации; форматы электронных документов; порядок взаимной поддержки ГИС ЖКХ с инфраструктурой; способы, порядки и сроки размещения информации; утверждение материалов о многоквартирных домах и многое другое. Начиная с 1 июля 2016 года ГИС ЖКХ была введена в действие. В процессе работы выявлялись имеющиеся недочеты и ошибки.
Целью создания ГИС ЖКХ является комплектование социально-информационного пространства, которое необходимо для: укрепления доверия граждан Российской Федерации к местным органам власти, благодаря обеспечению для них свободного доступа к информации, связанной с ЖКХ, а также возможности направлять свои обращения через систему управляющим организациям; создания конкуренции на рынке предоставляемых коммунальных услуг и обслуживания жилья; консолидации нужной информации в сфере ЖКХ в одном месте в режиме онлайн; возможности для органов власти получать необходимую информацию для проведения аналитического анализа на территории всей страны; предоставления гражданам возможности получения нужной информации о доме и способе управления им, а также о различных услугах, оказываемых в многоквартирном доме, реализуемых работах, ремонте и расчетах за коммунальные услуги и жилое помещение; внедрении прозрачности в управлении, собраниях жильцов и принятых ими решениях.
Начиная с 1 января 2018 года, согласно Федеральному закону № 209, все организации, связанные со сферой жилищно-коммунального хозяйства, обязаны зарегистрироваться в системе.
Гражданам-потребителям регистрироваться в системе необязательно, и они могут использовать её добровольно. Государственная информационная система ЖКХ открывает много возможностей как для простых граждан, так и для управляющих компаний. Эта система позволяет органам власти быть ближе к людям и быстрее реагировать на их обращения. К тому же открытая информация о работе ЖКХ позволяет гражданам убедиться, что органы власти и управляющие организации действуют в их интересах.
Алгоритм действий на сайте ГИС ЖКХ.
Задача: ознакомиться с годовым отчетом о выполнении договора управления МКД за 2018 год.
На главной странице выбрать «Реестры», затем «Реестры объектов жилищного фонда».
В поиске ввести:
«Субъект РФ» – Кемеровская область;
«Город» — Киселевск;
«Улица» — Советская;
«Номер здания» — 3.
Нажать «Найти». Появится учетная запись, содержащая, в том числе, сведения об управляющей организации. Внизу страницы нажимаем «Сведения об объекте жилищного фонда». На следующей странице в правом нижнем углу находим раздел «Информация об управлении МКД». Далее после раздела «Использование общего имущества» находим знак «четыре горизонтальных отрезка» > нажимаем:
«Информация о капитальном ремонте».
«Информация об общих собраниях».
«Отчет по управлению».
Выбираем «Отчет по управлению». Вводим значение отчетного периода – 01.01.2018 – 31.12.2018. Если управляющая организация недавно управляет МКД, то отчетный период будет указан фактический, как в данном примере – 01.12.2018 – 31.12.2018. Скачиваем прикрепленный файл и видим отчет.
Согласно ст. 13.19.2 КоАП РФ, управляющую организацию могут наказать, если она:
• не разместила информацию в ГИС ЖКХ;
• нарушила порядок, способы и сроки размещения информации;
• разместила информацию не в полном объёме;
• разместила заведомо искаженную информацию.
КоАП РФ Статья 13.19.2. Неразмещение информации, размещение информации не в полном объеме или размещение недостоверной информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
1. Неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации лицом, являющимся администратором общего собрания, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на физических лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
2. Неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации органами местного самоуправления, лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, предоставляющими коммунальные услуги и (или) осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, иными организациями, которые обязаны в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Информация предоставлена Центром жилищного просвещения Кемеровской области.