«Ночь падения» и «Провинциальная жуть»

В Прокопьевском драматическом театре завершилась очередная лаборатория «Эксперимент 123». С 6 по 14 ноября на площадках учреждения культуры кипела работа по сценическому воплощению малоизвестных произведений классиков: «Власть тьмы» Льва Толстого (18+), режиссер Елизавета Бондарь; «Фрёкен Жюли» Августа Стриндберга (16+),  режиссер Дмитрий Акриш; «Похвала глупости» Эразма Роттердамского (12+), режиссер Светлана Баженова; «Красный смех» Леонида Андреева (16+), режиссер Екатерина Вербич.

ЭНЕРГИЯ СТРЕССА
Актеры театра вновь получили возможность проявить свое мастерство в экстремальных условиях, на энергии стресса. Всего за 5-6 дней нужно было познакомиться с режиссером, достичь с ним взаимопонимания, выучить текст, отрепетировать постановку и представить ее на суд публики.
И вот на минувших выходных состоялись показы сценических эскизов. Для зрителей лаборатория — это шанс увидеть то, что больше никогда не покажут, либо, наоборот, рождение нового спектакля в репертуаре, путем голосования дать ему путевку в жизнь.
Автор этих строк побывала в театре в воскресенье. Уж очень заинтриговало то, что «Фрёкен Жюли» и «Власть тьмы», в свое время, запрещала цензура. Более того, драма Стриндберга была написана в 1888 году в Дании, где автор находился, стремясь основать свой собственный «экспериментальный» театр. Параллель с прокопьевской «Лабораторией» очевидна.

ЗАПЕРТЫ В СВОЕЙ СУДЬБЕ
На малой сцене Ленкома… был накрыт стол с овощной и фруктовой нарезкой, салатами! С одной его стороны царил накал эмоций молодых героев. А с другой находились те же персонажи «Фрекен Жюли», но уже в пожилом возрасте и безмолвные. Их переживания можно было «прочесть» только по мимике, жестам, положению тела. Но в этой невысказанности ощущались и боль, и отчаяние, и сожаление, и обида, и вина.
В ту роковую Иванову ночь социальные лифты таинственным образом перестали работать. Разрушились иллюзии и ожидания. Графская дочь (в роли Жюли – Ольга Гардер) «пала», став любовницей отцовского лакея. И всего за миг яркая, самоуверенная женщина, в красном платье и туфельках, вдруг сломалась и стала уязвимой, жалкой, как раненая птица.
А лакей Жан (Гоча Путкарадзе), жених кухарки Кристины, осыпал оскорблениями и унизил свою госпожу, с которой только что был близок…
Зрителей и критиков этот эскиз «зацепил». Ведь, с их слов, получился почти готовый спектакль. Актеры его прожили. Здесь есть все: и ревность, и страсть, и любовь, и ненависть. У молодых жизнь кипит, бурлит, а в зрелом возрасте страсти утихли, слов почти не стало. Кристина опекает постаревшего Жана, как малого ребенка. То глаза ему закапывает, то шапочку поправляет, то ложку с едой ко рту тянет.
Многим понравились лаконичность и минимализм в оформлении сцены, интересное решение режиссера, когда пространство стола расчертило историю на то, что было, и то, что стало, атмосфера – словно натянутая струна, эскалация, градация чувств – «то вниз, то вверх».
Кому-то эскиз напомнил… психотерапевтические расстановки, когда герои пытаются прожить некую боль, связавшую их троих в созависимый союз.
Звучали мысли о запертости человека в своем теле и судьбе, когда не удается достичь личной свободы, выйти в открытые двери.
Художественный руководитель лаборатории Олег Лоевский отметил, что режиссер серьезно изменил пьесу. Узел противоречий, развязавшийся в Иванову ночь, так и не нашел развития. В этом есть недосказанность. Непонятно, с чем остались герои в молодости.
Но, безусловно, их синхронная жизнь в разном возрасте – эффективный сценический прием. И порой хотелось смотреть именно на молчащего, а не говорящего.
Результаты голосования аудитории оказались тоже красноречивыми. Никто не захотел забыть эскиз как страшный сон. А оставить всё как есть пожелали 84%.

ТУШИТЕ СВЕТ!
Прокопьевский театрВ 17 часов зрители переместились на большую сцену.
От содержания драмы Льва Толстого «Власть тьмы», или «Коготок увяз, всей птичке пропасть», волосы встают дыбом. На севере живут Пётр, его жена Анисья и их дочери Акулина (16 лет) и Анютка (10 лет). У них есть работник — Никита. А у Никиты есть родители: отец Аким и мать Матрёна. Анисья признаётся Матрёне в любви к её сыну Никите и хочет как можно скорее избавиться от надоевшего ей мужа. Анисья травит Петра порошком, который ей дала Матрёна. Пётр умирает, и Анисья выходит замуж за Никиту. А к Анисье нанимается в работники старик Митрич. Никита разлюбил Анисью и спит с Акулиной. Акулина рожает от него ребёнка, который не нужен никому из них, Анисья и Матрёна подговаривают Никиту задушить и похоронить малыша.
Молодого человека мучают угрызения совести…
Ролевой материал объемный, поэтому эскиз перерос в читку пьесы. И тем не менее, спектакль «продолжился у актеров в голове», они продемонстрировали живой отклик, не отрывались от событийности. У Дмитрия Ячменева (в роли Никиты) на глазах наворачивались слезы.
Делясь впечатлениями от режиссерских проб по этой пьесе, зрители и критики отмечали, что иногда читка может быть самым интересным эпизодом, когда артист показывает свою завороженность материалом. Эскиз балансировал на грани юмора, гротеска, иронии, и все это вылилось в «провинциальную жуть».
Особо теплые слова звучали в адрес юной Алины Марухиной, трогательно сыгравшей Анютку.
«Страшная сказка», «тушите свет», «фольклорно-маргинализированный Толстой» — такие меткие эпитеты мы услышали во время обсуждения.
В эскизе режиссеру и актерам удалось отразить ужас банального существования людей, у которых нет рефлексии, эмпатии, чувств, осознания сотворенного греха. Есть только свои хотелки, а какой ценой они достигаются – не имеет значения. Финал наброска спектакля, в отличие от драмы Льва Толстого, остался открытым.
А результаты голосования таковы: доработать — 73%, забыть как страшный сон — 22%.
Будем надеяться, что лаборатория принесет свои плоды и обогатит репертуар Прокопьевского театра новыми спектаклями!
*лаборатория стала возможна благодаря средствам гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
Елена ГАЗИНА.
Фото автора.

 

Share this: