В Прокопьевском драматическом театре завершилась очередная лаборатория «Эксперимент 123». С 6 по 14 ноября на площадках учреждения культуры кипела работа по сценическому воплощению малоизвестных произведений классиков: «Власть тьмы» Льва Толстого (18+), режиссер Елизавета Бондарь; «Фрёкен Жюли» Августа Стриндберга (16+), режиссер Дмитрий Акриш; «Похвала глупости» Эразма Роттердамского (12+), режиссер Светлана Баженова; «Красный смех» Леонида Андреева (16+), режиссер Екатерина Вербич.
ЭНЕРГИЯ СТРЕССА
Актеры театра вновь получили возможность проявить свое мастерство в экстремальных условиях, на энергии стресса. Всего за 5-6 дней нужно было познакомиться с режиссером, достичь с ним взаимопонимания, выучить текст, отрепетировать постановку и представить ее на суд публики.
И вот на минувших выходных состоялись показы сценических эскизов. Для зрителей лаборатория — это шанс увидеть то, что больше никогда не покажут, либо, наоборот, рождение нового спектакля в репертуаре, путем голосования дать ему путевку в жизнь.
Автор этих строк побывала в театре в воскресенье. Уж очень заинтриговало то, что «Фрёкен Жюли» и «Власть тьмы», в свое время, запрещала цензура. Более того, драма Стриндберга была написана в 1888 году в Дании, где автор находился, стремясь основать свой собственный «экспериментальный» театр. Параллель с прокопьевской «Лабораторией» очевидна.
ЗАПЕРТЫ В СВОЕЙ СУДЬБЕ
На малой сцене Ленкома… был накрыт стол с овощной и фруктовой нарезкой, салатами! С одной его стороны царил накал эмоций молодых героев. А с другой находились те же персонажи «Фрекен Жюли», но уже в пожилом возрасте и безмолвные. Их переживания можно было «прочесть» только по мимике, жестам, положению тела. Но в этой невысказанности ощущались и боль, и отчаяние, и сожаление, и обида, и вина.
В ту роковую Иванову ночь социальные лифты таинственным образом перестали работать. Разрушились иллюзии и ожидания. Графская дочь (в роли Жюли – Ольга Гардер) «пала», став любовницей отцовского лакея. И всего за миг яркая, самоуверенная женщина, в красном платье и туфельках, вдруг сломалась и стала уязвимой, жалкой, как раненая птица.
А лакей Жан (Гоча Путкарадзе), жених кухарки Кристины, осыпал оскорблениями и унизил свою госпожу, с которой только что был близок…
Зрителей и критиков этот эскиз «зацепил». Ведь, с их слов, получился почти готовый спектакль. Актеры его прожили. Здесь есть все: и ревность, и страсть, и любовь, и ненависть. У молодых жизнь кипит, бурлит, а в зрелом возрасте страсти утихли, слов почти не стало. Кристина опекает постаревшего Жана, как малого ребенка. То глаза ему закапывает, то шапочку поправляет, то ложку с едой ко рту тянет.
Многим понравились лаконичность и минимализм в оформлении сцены, интересное решение режиссера, когда пространство стола расчертило историю на то, что было, и то, что стало, атмосфера – словно натянутая струна, эскалация, градация чувств – «то вниз, то вверх».
Кому-то эскиз напомнил… психотерапевтические расстановки, когда герои пытаются прожить некую боль, связавшую их троих в созависимый союз.
Звучали мысли о запертости человека в своем теле и судьбе, когда не удается достичь личной свободы, выйти в открытые двери.
Художественный руководитель лаборатории Олег Лоевский отметил, что режиссер серьезно изменил пьесу. Узел противоречий, развязавшийся в Иванову ночь, так и не нашел развития. В этом есть недосказанность. Непонятно, с чем остались герои в молодости.
Но, безусловно, их синхронная жизнь в разном возрасте – эффективный сценический прием. И порой хотелось смотреть именно на молчащего, а не говорящего.
Результаты голосования аудитории оказались тоже красноречивыми. Никто не захотел забыть эскиз как страшный сон. А оставить всё как есть пожелали 84%.
ТУШИТЕ СВЕТ!
В 17 часов зрители переместились на большую сцену.
От содержания драмы Льва Толстого «Власть тьмы», или «Коготок увяз, всей птичке пропасть», волосы встают дыбом. На севере живут Пётр, его жена Анисья и их дочери Акулина (16 лет) и Анютка (10 лет). У них есть работник — Никита. А у Никиты есть родители: отец Аким и мать Матрёна. Анисья признаётся Матрёне в любви к её сыну Никите и хочет как можно скорее избавиться от надоевшего ей мужа. Анисья травит Петра порошком, который ей дала Матрёна. Пётр умирает, и Анисья выходит замуж за Никиту. А к Анисье нанимается в работники старик Митрич. Никита разлюбил Анисью и спит с Акулиной. Акулина рожает от него ребёнка, который не нужен никому из них, Анисья и Матрёна подговаривают Никиту задушить и похоронить малыша.
Молодого человека мучают угрызения совести…
Ролевой материал объемный, поэтому эскиз перерос в читку пьесы. И тем не менее, спектакль «продолжился у актеров в голове», они продемонстрировали живой отклик, не отрывались от событийности. У Дмитрия Ячменева (в роли Никиты) на глазах наворачивались слезы.
Делясь впечатлениями от режиссерских проб по этой пьесе, зрители и критики отмечали, что иногда читка может быть самым интересным эпизодом, когда артист показывает свою завороженность материалом. Эскиз балансировал на грани юмора, гротеска, иронии, и все это вылилось в «провинциальную жуть».
Особо теплые слова звучали в адрес юной Алины Марухиной, трогательно сыгравшей Анютку.
«Страшная сказка», «тушите свет», «фольклорно-маргинализированный Толстой» — такие меткие эпитеты мы услышали во время обсуждения.
В эскизе режиссеру и актерам удалось отразить ужас банального существования людей, у которых нет рефлексии, эмпатии, чувств, осознания сотворенного греха. Есть только свои хотелки, а какой ценой они достигаются – не имеет значения. Финал наброска спектакля, в отличие от драмы Льва Толстого, остался открытым.
А результаты голосования таковы: доработать — 73%, забыть как страшный сон — 22%.
Будем надеяться, что лаборатория принесет свои плоды и обогатит репертуар Прокопьевского театра новыми спектаклями!
*лаборатория стала возможна благодаря средствам гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
Елена ГАЗИНА.
Фото автора.