После повышения стоимости проезда в общественном транспорте у населения, как и при любом нововведении, возникают вопросы.
Мы собрали те, которые поступили к нам в редакцию, и попросили дать комментарии специалистов Министерства транспорта Кузбасса.
Просим уточнить: могут ли пенсионеры при расчете банковской, а не транспортной картой, платить за проезд 12 рублей вместо 15? В Постановлении РЭК от 30.12.2021 г. речь идет только о транспортной карте. Если банковской картой нельзя уплатить 12 рублей, то почему?
В соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии от 30.12.2021 г. №969 «Об установлении предельных регулируемых тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным, наземным электрическим транспортом по регулярным маршрутам на территории Кемеровской области-Кузбасса» (далее – Постановление) проезд по сниженной стоимости в размере 12 рублей за одну поездку для пенсионеров предусмотрен только при оплате транспортной картой. При оплате наличными разовая поездка для пенсионера обойдется в 15 рублей. При оплате банковской картой пенсионер заплатит за поездку 25 рублей.
Программное обеспечение банковской карты не позволяет пассажиру оплатить проезд по сниженной стоимости.
Действительно ли, если в автобусе нет терминала для безналичной оплаты либо он неисправен, пассажир имеет право не оплачивать проезд? Каких автобусов это касается? Только государственных или частных?
Стоимость проезда, указанная в Постановлении, распространяется на маршруты общественного транспорта (автобус, трамвай, троллейбус), работающие по регулируемым тарифам с предоставлением мер социальной поддержки на проезд.
В общественном транспорте по городским и пригородным маршрутам на территории всех муниципальных образований Кузбасса внедрена и функционирует безналичная оплата проезда.
Ответственность за работу терминалов и валидаторов лежит на перевозчике. В случае возникновения проблем пассажир имеет право бесплатного проезда.
Маршрутные такси (коммерческие маршруты) в соответствии с нормами Федерального закона от 13.07.2015 г. №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» работают по нерегулируемым тарифам, устанавливают такие тарифы самостоятельно и работают по единой фиксированной цене независимо от способа оплаты, за исключением г. Кемерово.
Стоимость проезда в маршрутных такси г. Кемерово составляет 25 рублей при безналичной оплате и 30 рублей – при наличной.
Отсутствие в маршрутном такси терминала или валидатора НЕ освобождает пассажира от оплаты проезда.
Любой гражданин, желающий воспользоваться услугами перевозки транспортом, обязан заключить договор перевозки, который будет считаться заключенным и по которому возникают права и обязанности пассажира и перевозчика с момента покупки пассажиром проездного билета.
Без наличия билета гражданин считается безбилетным, договор перевозки – незаключенным, у сторон по отношению друг к другу не возникает прав и обязанностей.
Контроль за применением перевозчиками контрольно-кассовой техники лежит исключительно в юрисдикции ФНС России.
Обязаны ли частные перевозчики обеспечить свои автобусы терминалами для безналичной оплаты? Иногда, если у пассажира нет с собой наличных, кондуктор может предложить перевести деньги на банковскую карту по указанному номеру телефона. Законно ли это?
Плата за проезд по номеру телефона незаконна. В случае, если пассажиру будет предложено произвести оплату по номеру телефона, он может обратиться с жалобой в органы ФНС России с указанием даты и времени совершения поездки, а также государственного регистрационного номера автобуса.
Как реализовать свое право на оплату проезда по сниженной стоимости в автобусах частных перевозчиков, которые работают с Прокопьевским ГПАТП по договорам соисполнения и предоставляют льготы? Обеспечены ли эти автобусы терминалами для безналичной оплаты?
По данному вопросу составлен телефонный разговор с руководителем Прокопьевского ГПАТП Кузбасса. Получен ответ, что весь транспорт частных перевозчиков, работающих в качестве соисполнителей по регулируемым тарифам, оборудован терминалами для оплаты безналичным способом. В случае, если соисполнитель говорит, что у него нет терминала, пассажиру необходимо обратиться в Прокопьевское ГПАТП с указанием даты и времени совершения поездки, а также государственного регистрационного номера автобуса для принятия мер к конкретному перевозчику.
(От редакции. Подчеркнем: речь в этом вопросе идет только о частных автобусах, на которых вы видите табличку «льготный»!)
Киселевчанка рассказала, что бывают случаи: пассажир прикладывает транспортную карту к терминалу первый раз, кондуктор говорит — не считалось, приложите еще раз. И в итоге списывается двойная сумма за проезд. Возможно ли такое? И если да, как возвращать эти деньги?
По информации оператора, осуществляющего деятельность по Киселевскому городскому округу, по транспортной карте на одном рейсе можно оплатить только один раз. Данное ограничение установлено для защиты транспортной карты от несанкционированного считывания. Если все-таки произошло двойное списание средств, пассажиру необходимо обратиться в колл-центр по обслуживанию транспортных карт в Киселевске по телефонам: 8-800-600-08-07 либо 8-3843-74-59-85 и сообщить номер карты. По номеру карты будет проверена история платежей. В случае подтверждения денежные средства будут возвращены пассажиру.
С уважением, министр транспорта Кузбасса С.В. Рубан.