Сообща преодолеть вызовы времени

Главным событием минувшей недели в Кузбассе стал Международный форум «Угольная отрасль – новые реалии». Он проводился в Кемерове с 6 по 9 октября по инициативе губернатора Сергея Цивилева, которую поддержало Правительство Российской Федерации.

В это волнительное для каждого из нас время, когда на фоне мировой обстановки сложно прогнозировать, строить планы на будущее, такая площадка для диалога, обмена опытом и взаимной поддержки друг друга очень необходима.

Введение Евросоюзом эмбарго на поставки российского угля разделило деятельность горнодобывающих компаний на до и после 10 августа 2022 года.

Кузбассовцы наверняка задаются вопросом: в каком ритме будет теперь биться «угольное сердце» России? Останется ли востребованным «черное золото»? Ведь от этого зависит уверенность в завтрашнем дне множества семей шахтерского региона.

Угледобыча в России и новые вызовы

Угольная отрасль - новые реалииСедьмого октября мы побывали на пленарном заседании международного форума. Обсудить перспективы развития угольной промышленности в новых реалиях собрались руководители предприятий, представители федеральных органов власти и российских железных дорог, ученые.

Так совпало, что в 2022 году в стране отмечается 75­-летие профессионального праздника — Дня шахтера и 300-­летие с начала угледобычи в России. 7 декабря 1722 года Пётр I издал указ «О приискании на Дону и в Воронежской губернии каменного угля и руд». А в 1771 году, во времена правления Екатерины II, в Кузнецком угольном бассейне, близ нынешнего Калтана, на левом берегу реки Кондомы была заложена первая кустарная угольная штольня.

Андрей Рэмович Белоусов, первый заместитель председателя Правительства РФ, в своем выступлении рассказал о состоянии угольной промышленности в современной России. Она по­-прежнему остается одной из системообразующих отраслей экономики. Сегодня Россия занимает 2 место в мире по запасам угля после США. По прогнозам, с учетом текущего объема добычи в размере 440 млн. тонн в год, запасов хватит на 370 лет.

Угледобычей в нашей стране занимаются 57 шахт и 130 разрезов. Переработка и обогащение угля осуществляются на 64 крупных обогатительных фабриках.

Угольные предприятия являются градообразующими для более 30 городов и поселков Сибири и Дальнего Востока общей численностью около 1,5 млн человек.

На предприятиях угольной промышленности трудятся около 150 тыс. человек, еще полмиллиона — в смежных отраслях (железнодорожной, портовой, вагоностроительной и других).

Крупнейший угледобывающий регион страны — Кузбасс — обеспечивает почти 60 % всей угольной продукции в России.

Однако в настоящее время на первый план вышла стратегическая проблема – это перспективы угольной отрасли в условиях климатических изменений и энергоперехода.

«В политике западных стран один из центральных вопросов, который был поставлен, – это сокращение добычи и потребления угля как одного из основных генераторов СО2. Хочу подчеркнуть, что именно западных стран. Потому что мы видим, что на Востоке крупнейший потребитель угля, Китай, идёт по другому пути. Это путь, скорее, технологического сокращения выбросов СО2 при стабилизации потребления угля», – сказал Андрей Рэмович.

Первый вице-­премьер отметил, что возможности замещения угольной генерации возобновляемыми источниками энергии, которые декларируют западные страны, привели к росту цен на газ, электроэнергию, и по цепочке ситуация тянет за собой последствия в других отраслях, в том числе ограничение производства минеральных удобрений, что бьёт по продовольственной безопасности во всём мире.

«Поэтому сегодня мы видим востребованность угольной продукции. Об этом свидетельствует рост стоимости угля на мировых рынках более чем в два раза, хоть и российская продукция продаётся с дисконтом. В сложившихся условиях необходимо оперативно реагировать на изменения экономической ситуации для дальнейшего эффективного функционирования угольных предприятий и возможности планирования их деятельности. В том числе чтобы выполнять обязательства перед нашими шахтёрами и их семьями», – подытожил заместитель председателя Правительства РФ.

По мнению Андрея Белоусова, в первую очередь следует обеспечить эффективное взаимодействие угольщиков и железнодорожников.

«Вследствие санкционных ограничений, вводимых недружественными странами, наблюдается переориентация перевозок грузов железнодорожным транспортом в восточном направлении. Ключевым аспектом является выполнение обязательств железнодорожников по модернизации инфраструктуры в части расширения пропускных способностей Восточного полигона. Речь идёт о достижении показателя в 158 млн т по итогам 2022 года. В планах на следующий год – 173 млн т, по итогам 2024 года нужно выйти на 180 млн т. Общий объём инвестиций составляет более 1 трлн рублей», – прокомментировал спикер.

Вторым стратегическим вопросом Андрей Белоусов назвал развитие угольной отрасли.

«Экспертно оценивается, что в зависимости от сценарных условий добыча угля в России к 2035 году составит от 485 млн до 668 млн т. Здесь важны такие темы как экспорт угля из России в страны Азиатско-­Тихоокеанского и Атлантического регионов, перспективы импортозамещения технологий горной добычи, оборудования и запчастей для горной техники, строительство российского балкерного флота», – пояснил он.

Также первый вице­-премьер подчеркнул, что достижение высоких производственных и экономических результатов отрасли невозможно без постоянной работы по обеспечению безопасности и поддержанию здоровья сотрудников.

С европейских рынков — на альтернативные

Продолжая тему, заместитель министра энергетики Российской Федерации Сергей Викторович Мочальников отметил, что российский уголь является качественным и более экологичным ввиду минимального содержания вредных компонентов, в связи с чем он остаётся востребованным потребителями.

«Перспективы развития угольной промышленности связаны со способностью отрасли решить амбициозную задачу по переориентации угля с европейских рынков на альтернативные», – убежден Сергей Мочальников.

Сергей Викторович считает, что внутренний рынок угля сегодня не только остаётся стабильным, но и показывает потенциал к росту, в этой связи руководителям угольных компаний и производителям тепла и электроэнергии необходимо обратить внимание на работу по модернизации старых угольных станций.

По мнению заместителя министра, необходимо обеспечить предсказуемость и прозрачность тарифных решений для всех участников транспортной цепочки – стоимость ЖД тарифа, предоставления вагона, перевалки угля в портах и так далее. Нужно обеспечить стабильный налоговый режим с понятными и прозрачными правилами. А иначе в следующем году угольной отрасли может понадобиться помощь, в том числе финансовая, чтобы покрыть затраты на переобучение или переселение тружеников предприятий, которые не выдержат конкуренции, остро встанет и вопрос моногородов.

Министр экономического развития России Максим Решетников предупредил, что часть поставщиков из Сибири с учетом удаленности от центров потребления угля, ограничений в транспортной инфраструктуре и высоких расходов на перевозки могут стать замыкающими. Тогда при любом колебании цен низкоэффективные предприятия по добыче угля могут оказаться в зоне риска. Поэтому Президент поставил задачу — диверсифицировать экономику регионов, зависимых от угольного сектора и по доходам, и по рабочим местам.

Минэкономразвития России совместно с Кузбассом решили развивать неугольные секторы экономики — сельское хозяйство, туризм, металлургию, машиностроение. Правительством утверждена программа социально-­экономического развития Кузбасса до 2024 года.

Импортозамещение, кадровый дефицит и вывоз угля

Директора угольных компаний в своих докладах привели примеры, с какими сложностями они столкнулись в условиях санкционного давления и как с ними справляются. Среди главных проблем — импортозамещение, кадровый голод, трудности вывоза угольной продукции на новые рынки, сложившиеся после августа 2022 г., поступления денежных средств в РФ за поставленную продукцию на экспорт.

Как решаются такие задачи? Взаимодействием с отечественными производителями горнотранспортного оборудования, запчастей, привлечением научно­-конструкторских организаций, НИИ, комплектованием самосвалов китайскими двигателями, разработкой проектов по производству крупногабаритных шин и др.

О возможностях импортозамещения в угольной отрасли дали комментарии Андрей Рэмович Белоусов и Михаил Игоревич Иванов, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации. Напомнили, как важно отечественному машиностроению быть в тесном контакте с угольными компаниями.

Для того чтобы смягчить ситуацию, правительство ввело правило параллельного импорта — возможность завозить сертифицированные запчасти, минуя санкции. Действуют системные антикризисные меры поддержки бизнеса, среди них — промышленная ипотека, льготное кредитование, особые механизмы финансирования производства ключевой техники и оборудования, разработанные Минпромторгом.

«Дорога жизни» на Восток

Железная дорогаБезусловно, речь шла и о развитии такой необходимой для угольщиков «дороге жизни» — Восточного полигона. Ведь спрос на перевозки в этом направлении существенно возрастает. Валентин Олегович Иванов, заместитель министра транспорта РФ, рассказал о планах и решениях, реализуемых РЖД и Минтрансом.

Напомним, что Восточный полигон — это две известные железные дороги. Байкало-­Амурская магистраль протяженностью 4300 км от станции Тайшет до морского порта Ванино. БАМ — однопутный неэлектрифицированный участок. На данный момент электрифицирован только участок от станции Тайшет до станции Таксимо.

Транссибирская магистраль — 9288 км от станции Москва­-Ярославская до морского порта Находка. Транссиб — двухпутный электрифицированный железнодорожный путь, работающий уже на предельно возможных технических характеристиках по провозной способности.

Но с 2013 года поэтапно реализуются мероприятия, направленные на снятие логистических ограничений в международных грузовых перевозках и кратное увеличение провозной способности на приоритетных направлениях (строительство дополнительных главных и станционных путей, искусственных сооружений, тоннелей и др.).

Отрасль базируется на вековых традициях

На пленарном заседании участниками было заслушано около 15­ти докладов: об укреплении здоровья сотрудников предприятий, медико-­профилактических мероприятиях, роли профсоюзов, совершенствовании горноспасательного дела, состоянии промышленной безопасности, подготовке кадров, лицензировании угольных месторождений.

Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев акцентировал внимание на роли угольной промышленности в развитии экономики не только региона, но и всей России, ведь отрасль базируется на традициях, которые формировались 300 лет. Как отметил Сергей Евгеньевич, этот путь нельзя прерывать, и важно это понимать при принятии решений о дальнейшем развитии углепрома, который, по сути, вершина огромного айсберга экономики страны. Металлургия, машиностроение, автотранспорт, железная дорога (рельсы, вагоны, локомотивы), порты, суда, энергетика, теплоснабжение — все это угольная отрасль, за которой огромное будущее.

И во многом при участии угольщиков, социальной ориентированности горнодобывающих компаний в Кузбассе появляются новые объекты: спортивные сооружения, площадки, дороги, школы, детские сады…

«У нас огромные запасы угля, прекрасная инженерная школа, современные технологии. Я уверен, что угольная отрасль еще долго будет вносить весомый вклад в развитие государства, в работу над качеством жизни населения», — с оптимизмом смотрит в будущее губернатор.

О значимости прошедшего международного форума высказался полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском Федеральном округе Анатолий Анатольевич Серышев:

-­ Мировое сообщество невероятным количеством санкций пытается заставить нас жить по-­другому. Идет процесс перестроения, мы с вами каждый день корректируем схемы работы, меняются логистические маршруты. Мы должны стать устойчивее, сильнее, учиться работать в команде, лучше слышать друг друга, проявлять терпение и выдержку. Надеюсь, мы сумеем найти эффективные решения, чтобы идти вперед, развиваться и помогать гражданам жить лучше в непростых условиях, противодействовать вызовам времени.

Елена ГАЗИНА.

Фото пресс­-службы администрации правительства Кузбасса.

 

Share this: