Ранее мы писали, что с ноября 2020 г. отловом бездомных животных в Киселевске занимается новокузнецкая компания «ОБЖ». Беспризорников временно помещают в приют «Шанс на жизнь» в селе Сосновка. Здесь они проходят карантин, стерилизацию, вакцинацию, а затем возвращаются на прежнее место обитания. Если повезет — обретают хозяев. Многие горожане волнуются и не понимают: зачем так далеко везти собак и кошек — в Новокузнецкий район? Стоит ли того? В каких условиях содержатся наши четвероногие? Чтобы всё увидеть своими глазами, 10 декабря 2020 г. автор этих строк отправилась в приют.
Бывший лагерь стал приютом
У истоков «Шанса на жизнь» стояли Татьяна Снигирева, Анастасия Мешкова и ветеринар Елена Абдуллина.
У них за плечами — долгие годы волонтерства. Сначала занимались передержками, но не оставляли намерения создать частный приют. Кропотливо, шаг за шагом, привлекая единомышленников, желание удалось осуществить весной 2019-го. Усилия объединили зоозащитная организация «Кот и Пес», представители бизнеса, неравнодушные жители. Для приюта были отремонтированы и приспособлены корпуса бывшего детского загородного лагеря в Сосновке. На прилегающей территории появились будки и вольеры.
Вот краткая история приюта, которую его управляющая Татьяна рассказала в автомобиле, по пути из Новокузнецка в село.
Сделали остановку у современной ветклиники — забрать двух собак. Галюню и Поньку еще предстоит долечивать, а потом искать им добрых хозяев. Чтобы выполнить все назначения, нужны препараты. Так что следующий пункт — ветеринарная аптека. И это лишь малая часть ежедневных забот кураторов приюта.
Не всё так просто с программой ОСВВ
«Шанс на жизнь» участвует в программе ОСВВ (отлов — стерилизация — вакцинация — выпуск). Согласно закону «Об ответственном обращении с животными», только так можно гуманно регулировать численность обездоленных собак и кошек. Казалось бы, схема простая и понятная. Но на деле всё сложнее.
У меня на руках копошится Понечка — милая, трогательная маленькая собачка в симпатичной розовой кофточке, ставшая любимицей персонала клиники, где она проходила лечение. Трудно поверить, что в конце ноября ее вместе с почти четырьмя десятками собратьев вызволили из настоящего собачьего «концлагеря»!
Долгое время от жильцов одного из домов в Новокузнецке поступали жалобы на нестерпимую вонь и лай из квартиры соседки — женщины с нездоровой психикой. Людям удалось добиться вскрытия жилья. Помещение кишело пинчерообразными собаками! Почти все — черные. А у Поньки шерсть светленькая. Узники плодились, их никогда не выводили на улицу, мочились и испражнялись они прямо на пол. Песики были жутко напуганные, истощенные, в сильнейшем стрессе, у кого-то нет глаз, у кого-то — лапы…
Хозяйку госпитализировали, собак — в приют: отмывать, лечить, адаптировать. Кого смогли — раздали в добрые руки. Но осталось всё равно много.
— И вот, как положено, спустя месяц — 25 декабря, мы должны их выпустить на прежнее место обитания. А куда? — задается вопросом Татьяна Снигирева. — Квартира закрыта, женщина в больнице. Нам привезти и высадить животных у подъезда этого дома, в таком количестве? Собаки гладкошерстные, как они выживут на улице зимой? За более длительное пребывание питомцев в приюте государственных субвенций по программе ОСВВ мы не получим.
Или, например, отловили суку с новорожденными щенками возле детского сада. Пока собака кормит, ее не стерилизуют. Первая вакцинация малышей возможна только в 2-3 месяца, не раньше. Опять же, в 30 дней никак не уложиться! И что будет считаться местом обитания щенят? То, что они помнят с начала своей жизни — наш приют!
А как в морозы выпускать кошек, если не все управляющие компании оставляют открытыми продухи в подвалах? Где пушистым спрятаться от лютой стужи?
Вопросов много, и, считаю, все эти моменты в программе надо учесть.
И лечение, и кормление
За разговором время пролетело быстро, и вот мы подъезжаем к приюту. Место выбрано для него удачное. В заснеженном сосновом бору красиво, как в сказке! Кругом белым-бело. Загородный воздух чистый и свежий.
Дружным заливистым лаем нас встречают четвероногие обитатели. Их видимо-невидимо! Элечка, Кассандра, Снупи, Шерри, Слепыш, Ричард, Ирка, Женька… Всех не перечесть. Сколько кличек, столько и судеб. На территории приюта «Шанс на жизнь» на данный момент находятся около 450 животных из разных территорий юга области. Примерно двести готовятся к выпуску. Покидают пристанище одни — прибывают другие.
Территория в 4 гектара позволяет принимать почти в три раза больше беспризорников, строятся новые уличные вольеры. Но не все корпуса освоены — недостаточно финансов. А по действующим Татьяна провела для меня экскурсию.
Сразу у входа в основное здание — кабинет, где хранится документация. На монитор выводится изображение с камер видеонаблюдения. Территория и действия рабочих — под контролем.
В дезинфекционно-моечном помещении животных моют и приводят в порядок. В ветеринарном кабинете они проходят осмотр и процедуры, назначенные врачом клиники.
Операционная оснащена всем необходимым, есть и концентраторы кислорода, и коагулятор. Здесь работают два хирурга — Елена Абдуллина и Екатерина Тиханович. Они выполняют операции по стерилизации, удаляют больные зубы, наросты, пули из тела собак.
Только остеосинтез при переломах костей животного делают в одной из клиник Новокузнецка.
Животным с онкологическими заболеваниями проводится оперативное лечение и химиотерапия. Такую помощь получила и собака Софья, которая вместе с другими хвостатыми сородичами тоже выглянула посмотреть, кто же пришел к ним в гости.
В главном корпусе имеются послеоперационный, карантинный блоки, бокс, где собаки после всех процедур готовятся к выпуску на волю или пристройству.
Мы зашли и на кормокухню. Пища варится на плите в баках: варочный котел, к сожалению, сломался, придется покупать новый, а стоит он дорого. Есть холодильники и холодильные установки для хранения продуктов. Запас кормов, круп сделан, но припасы «улетают» быстро, благо, сердобольные люди помогают их восполнять. При мне в приют приехали представители новокузнецкой школы с угощениями для четвероногих друзей. Выгружали провизию из багажников и волонтеры. Корм нужен всегда.
«Кошачье царство»
Да, именно такая табличка висит на двери помещения, куда заселяют пушистых красавцев и красавиц. Холеными и вальяжными они становятся после ухода, лечения, вакцинации, обработки от паразитов.
В просторной комнате тепло и уютно. Повсюду мягкие пледы, подушечки, столбики, домики, когтеточки, гамаки, игрушки. В такой обстановке грациозные животные «вспоминают», что они — «царственные особы»! У них есть места для уединения. Кто-то восседает на вершинах игровых комплексов, кто-то неспешно наводит гигиену, кто-то свернулся калачиком на лежанке.
Стайка котеек, подняв хвосты трубой, метнулась к нам с Татьяной — ласкаться! Крупный котик, похожий на камышового, жмурится и вытягивается от поглаживаний и почесываний за ушком…
Кошки простерилизованы и готовы к передаче в хорошие руки. Выпустить их, понежившихся в тепле и привыкших к комфорту, на мороз, на произвол судьбы — совести не хватает, даже если истек месячный срок по программе ОСВВ.
Найти семью поможет… кинолог!
Социализировать питомцев приюта помогает кинолог Елена Татарникова. С собаками она работает более двадцати лет, у нее солидный стаж в правоохранительных органах, уволилась по выслуге лет.
Елена показала мне карантинный корпус и киселевских собачек, которых доставили в приют по программе ОСВВ.
— Вот, например, эти — черненький и с тигровым окрасом — ваши, и мама кормящая со щенками. Смотрите, какие хорошенькие толстенькие бутузы, хочется их затискать! — улыбается моя собеседница.
В карантинном корпусе вновь прибывшие животные проводят 10 дней, если за этот период их состояние остается в норме, чувствуют себя хорошо — собак переводят в другое здание — на стерилизацию, послеоперационный уход и вакцинацию. Перед выпуском они помещаются в уличные вольеры с утепленными будками.
Конечно, наилучший выход — найти животным семью. Но как пристроить собаку с искалеченной судьбой? Пострадавшую от чьей-то жестокости или вообще не знавшую человека, неуправляемую? Никому не нужны лишние хлопоты с проблемным псом.
Елена Татарникова согласилась помогать приюту в работе с «трудными» питомцами.
— Потенциальные хозяева предпочитают брать собаку, которая знает хотя бы элементарные команды, умеет слушаться, контактировать с человеком, радуется ему, старается угодить, а не прячется от страха в будке или трясется при виде поводка.
Занимаемся на огороженной площадке, обтянутой сеткой-рабицей. Помогают и волонтеры, даже хотя бы тем, что гуляют с собаками. Им нужно двигаться, привыкать к поводку.
Жил здесь лабрадор Арчи — красивый, но агрессивный, не подпускал к себе никого. Я взялась за его дрессировку. Теперь пес живет в семье, владельцы не нарадуются.
А этот крупный черный пес (на фото) не злой, но он вообще не представлял, кто такой человек. Выпустить парня по программе ОСВВ нельзя. Из-за больших размеров люди могут его бояться, прогонять, обижать. Сейчас он уже лучше идет на контакт, принимает ласку.
В приют поступают собаки с очень страшными судьбами.
Целый год ждала добрых хозяев среднеазиатская овчарка. Ее забрали у горе-владельца, который в пьяном угаре перерезал собаке горло. Долго она не могла доверять людям. Кто пытался прикоснуться — тому прикусывала руку от страха. Спасибо волонтеру Жене Мжельских за терпение и старания! Собака стала тянуться к человеку, делать то, что он просит. Мы оцениваем условия содержания питомцев на новом месте, объезжаем хозяев. В другой семье овчарка прижилась.
Был у нас пес Граф, его владельцы, муж с женой, разругались, и супруг со злости разбил собаке голову молотком, до мозга. Долго беднягу лечили, но выходили и поставили на ноги.
Сейчас в приюте содержится ротвейлер, которого в 2019-м зимой волонтеры нашли на помойке. Он просто лежал и замерзал.
Хозяева «наигрались» с собакой, не справились, не дали воспитания — порода сложная, и выгнали на улицу. Ротвейлер был агрессивен к другим животным, не позволял подойти к себе, когда ел.
Вернуть доверие к людям, социализировать собаку — процесс долгий…
Уважаемые киселевчане, если вы желаете помочь приюту, пишите в группы «Шанс на жизнь» в соцсетях. Вопросы по телефону: 8-923-527-85-52. Можно пожертвовать даже символическую сумму, привезти корм, пеленки, убрать снег на территории, просто пообщаться с собаками и кошками. Им это очень нужно!
Заявки на отлов животных подавайте в УЖКХ Киселевского городского округа по телефону 2-09-77.
В приюте «Шанс на жизнь» побывала Елена ГАЗИНА. Фото автора.