Слепой человек хочет любить, работать, приносить пользу

Когда ты можешь видеть окружающий тебя мир и любоваться восходом солнца, улыбками детей и взрослых – это счастье! Но многие люди волею судьбы лишены этой радости.

З. Тынянская с мужем

З. Тынянская с мужем

Задумывались ли вы о том, каково это — быть слепым? На этот вопрос может ответить лишь тот, кто сам незряч. А он подтвердит – трудно! Попробуйте завязать себе глаза или пройтись в абсолютно темном помещении. Сделав всего один шаг, вы потеряете уверенность, так как не будете знать, куда и как идти, и сразу же утратите ориентацию в пространстве. Мне хватило и пяти минут, чтобы потеряться в собственной квартире, несколько раз споткнуться о кота, сосчитать практически все дверные косяки, свернуть кухонный стол – дальше по кухне не пошла, мало ли что – потом доказывай, что это было ради эксперимента. Нам только кажется, что мы в родной квартире знаем всё как свои пять пальцев!
Но эксперимент экспериментом, а беду на себя, конечно, лучше не кликать и поверить на слово незрячему человеку, который постоянно «живет в темноте». Некоторым везет больше – они видят блики и тени.
Но хочется отметить, что незрячие люди не замыкаются в себе, а наоборот, посещают городское общество слепых, чтобы обменяться новостями, пообщаться – ведут активный образ жизни. Зинаида Викторовна Тынянская состоит в обществе слепых почти с его основания, и все эти годы она поет в хоре, участвует в фестивалях творчества, приходит на встречи со специалистами, которые проводятся в Доме общественных организаций.
Недавно мне удалось пообщаться с этой удивительной женщиной.
— Родилась я 20 июня 1957 года в Киселёвске в семье рабочих, — начала свой рассказ Зинаида Викторовна. – Патология у меня врожденная, я инвалид с детства. Когда я была маленькая, мама со мной обошла множество клиник и больниц, но желаемого результата мы не получили. Мне исполнилось 4 года, и наша администрация хотела отдать меня в специализированный детский сад для детей-инвалидов по зрению, который находится в Уфе, но мама не позволила. Росла я обычным ребенком, как все дети, была очень подвижная – всё мне было интересно.
— А Вы совсем ничего не видели?
— Близко я предметы видела, а если чуть подальше, то это были уже тени. Когда мне исполнилось 8 лет, меня мама отправила учиться в специализированную школу для слепых и слабовидящих детей в город Ленинск-Кузнецкий. В школе я проучилась 5 лет. Коллектив учителей, по моему мнению, оставлял желать лучшего. Потому что где-то они недопонимали, что мы все-таки еще дети и находились без родителей. И были ситуации, когда не все преподаватели нас поддерживали. Однако школа есть школа – учиться надо. Но помню учительницу математики – для нас она была как мать, душевная и теплая женщина. Дети к ней тянулись. Помимо учебы, я принимала участие в общественной жизни школы – в хор ходила, посещала различные мероприятия. Каждое воскресенье у нас был вечер отдыха, и ни один концерт без меня не обходился.
— Как сложилась Ваша жизнь после окончания школы?
— Семья у нас была небольшая – мама, старшая сестра и я. Папа умер, когда мне было 15 лет. Жили мы небогато. Когда сестра вышла на работу, я подумала: «Почему меня должны содержать сестра и мать?» и тоже решила попытаться трудоустроиться – были ведь раньше предприятия для слепых. Когда мама узнала о моем намерении, она была против: «Как это — инвалид пойдет на работу?!» А почему я должна была сидеть на шее у родных, когда существовали специальные предприятия для слепых? Я пошла на одно из них, но мне там ответили, что нет приема из-за отсутствия мест. Я была в отчаянии. Что делать?
— И как Вы поступили?
— Мне посоветовали написать письмо областному председателю Всероссийского общества слепых Владимиру Сергеевичу Ворошилову и объяснить ситуацию. Так и сделала. Довольно быстро мне пришел ответ: «Трудоустроить». Устроилась я на работу 15 октября 1974 года на новокузнецкое предприятие. На нем мы делали шнуры, армирование кабельных изделий, была я наборщиком технической щетки. Отработала я на этом предприятии почти 28 лет, и в 2002 году меня сократили. Несколько лет я состояла на учете в центре занятости. А в 2008 году 1 августа снова вышла на работу, но уже на выпуск печенья «Восторг» — тесто заводили зрячие, нам раздавали колобки. Мы их раскатывали и на 10 частей разрезали, потом раскатывали в «колбаски», обмакивали в сахаре, кокосовой стружке или кунжуте, выкладывали на противень и выпекали в духовке. Через год я с этого предприятия ушла – тяжело было. Зрячие не выдерживали и уходили, потому что стоишь всю смену на ногах, а мы – инвалиды! Еще я работала на фасовке бахил – нужно было пару бахил свернуть и положить в специальную коробочку. Эта работа мне нравилась, но через некоторое время и она дала сбой, и я года два была на простое. А вскоре сократили. Ну, думаю, не судьба мне – как делала я свои щетки, так и буду делать. Но норму я везде выполняла. В 1978 году мне присвоили звание «Ударник коммунистического труда», есть у меня медаль «Лучший по профессии».
Коллектив ВОС— Как давно Вы состоите в обществе слепых?
— С 1972 года! Здесь совсем другая жизнь – я стала посещать хор, участвовать в различных мероприятиях общества слепых. Так, раньше принимала участие в конкурсах чтения по Брайлю, в городских и областных соревнованиях по шашкам. Помню, первое время я еще только училась играть в шашки, я одну партию на областных соревнованиях проиграла – до слез было обидно! А с нами один мужчина играл, он подошел ко мне и говорит: «Что ты плачешь? Ты научись сначала красиво проигрывать, а потом будешь красиво выигрывать!». После этого я взяла себя в руки и сыграла с кемеровчанкой – она очень сильная была, но я с ней свела игру на ничью! Это уже для меня большая победа была!
— Вы еще участвуете в фестивалях творчества?
— Да, участвовала в фестивале творчества «Преодоление» в 2014 и 2016 годах – я читала стихотворения. В городских фестивалях творчества тоже принимаю участие, сейчас готовлюсь к городскому фестивалю, который пройдет 6 декабря в Доме общественных организаций.
— Что для Вас — общество слепых?
— Во-первых, это коллектив, это люди, это общение. Приходишь сюда – кому-то душу свою откроешь, кто-то с тобой поделится наболевшим. Кому-то ты ласковое утешительное слово скажешь, кто-то — тебе. Спасибо Виталию и Насте – они относятся к нам очень хорошо, к ним душа лежит, с ними хочется встречаться и общаться. Все-таки общество слепых дает реабилитацию, заряжает оптимизмом. Мы даже не задумываемся, почему мы сюда ходим – приходим и всё, потому что нас здесь встречают, ждут, уважают.
Зинаида Тынянская замужем. Ее муж тоже инвалид, но проблемы у него не со зрением, а с опорно-двигательным аппаратом. Но вместе преодолевать трудности намного легче. Безусловно, слепой человек, как и любой из нас, тоже хочет быть как все – любить, работать, быть востребованным в обществе. И у нашей героини это получилось – она много лет трудилась и приносила людям пользу, ее любят и уважают в обществе слепых.
Конечно, у каждого незрячего есть свои проблемы, которые он самостоятельно не может решить. Именно поэтому мы должны протянуть им руку. Не проходите мимо, если видите, что слепым нужна поддержка. Пусть это будет всего лишь помощь при переходе через дорогу, но для них она ощутимая!
Оксана НОВИКОВА.
Фото автора и из архива З. Тынянской.

Share this: