Предлагаем вашему вниманию интервью с начальником управления образования Киселевска Еленой Владимировной Тепловой.
— Как Вы оцениваете уровень качества образования в Киселевске?
— Когда мы говорим о качестве образования, то имеем в виду, прежде всего, востребованность полученных знаний, их применение для достижения конкретных целей. Оценка уровня образования – понятие весьма субъективное. Я приведу факты, которые говорят сами за себя. За последние 4 года у нас отмечается рост среднего тестового балла по 8 предметам – русский язык, математика базового и профильного уровней, обществознание, физика, история, география, информатика. Количество школьников, набравших на ЕГЭ более 80-ти баллов, выросло до 168 человек. В 2017 году их было 128. Более 80% выпускников 11 классов в 2018 году поступили в высшие учебные заведения и около 15% — в учреждения среднего профессионального образования. По достоверным сведениям, киселевчане поступили в вузы Москвы (8 человек), Санкт-Петербурга (14 человек), Томска (32 человека), Новосибирска (87 человек). Более 100 выпускников обучается в вузах Кемеровской области.
Стоит отметить, что качество образования определяется качеством носителя информации – учителем. В подготовке выпускников в минувшем году был занят 101 педагог. Из них 73 – высшей категории, 26 — первой категории. В основном у нас сейчас работают учителя со стажем от 20 до 40 лет (68%).
— А многие специалисты считают, что нельзя говорить об улучшении качества образования, если не заниматься привлечением новых кадров, прежде всего – молодых. Что делает ваше ведомство в этой связи?
— В Киселевске утверждена программа «Развитие и обновление кадрового потенциала муниципальной системы образования на 2019-2023 годы», которая разработана на основании областной программы по развитию и обновлению кадрового потенциала региональной системы образования. Программа включает в себя мероприятия по совершенствованию профессиональных компетенций учителей, по переподготовке управленческих команд всех образовательных организаций (ОО), по профессиональной ориентации обучающихся ОО на получение педагогического образования и, конечно же, по привлечению молодых специалистов. В Киселевске находится педагогический колледж, студенты которого проходят стажировку в наших школах и имеют возможность дальнейшего трудоустройства. Мы проводим целый ряд мероприятий с целью популяризации профессии педагога: профессиональные пробы для обучающихся, включая период летних школьных лагерей; работа единого городского отряда «Фонари» и создание вожатских отрядов в школах (школа подготовки вожатых уже работала и будет работать на базе летних оздоровительных лагерей). Запланировано открытие педагогических классов. Разработана система поддержки молодых специалистов с различными единовременными и ежемесячными выплатами.
— Компьютеризация школ Киселевска. На какой стадии процесс и что ещё предстоит сделать? Многие родители в ожидании нормального функционирования электронных журналов.
— В настоящее время для обучения детей информатике и ИКТ (информационно-коммуникационным технологиям) школы Киселевска обеспечены всем необходимым
компьютерным оборудованием. Во всех 16-ти школах КГО имеется 869 компьютеров, 37 компьютерных классов (21 стационарный и 16 мобильных), 63 комплекса интерактивных досок, 149 мультимедийных проекторов, 46 веб-камер, 246 устройств офисного назначения (сканеры, принтеры, многофункциональные устройства), 103 дополнительных цифровых устройства (телевизоры, фотоаппараты). Компьютеры периодически обновляются за счёт средств местного бюджета и внебюджетных средств. Ведение Автоматизированной информационной системы «Электронная школа 2.0» (АИС «ЭШ 2.0») осуществляют все общеобразовательные учреждения. К сожалению, имеется несовершенство по вопросу регулярного заполнения в электронном журнале учителями-предметниками домашних заданий, своевременного выставления оценок. Управлением образования проводятся проверки ведения АИС «ЭШ 2.0», рабочие совещания, семинары. Разработан план по повышению уровня информатизации, цифровизации педагогического состава. Мы не сидим сложа руки, постоянно стремимся к повышению уровня компетентности педагогов в данном направлении. Процесс обучения, переподготовки, повышения квалификации педагогов проходит непрерывно.
— Будет ли внедряться в школах города обязательное изучение двух иностранных языков? Каких, когда и как это будет происходить? Достаточно ли вообще учителей иностранных языков?
— Согласно письму Минобрнауки России от 18 мая 2018 года изучение второго иностранного языка на уровне основного образования является обязательным для всех. Образовательные организации вправе самостоятельно определить классы (параллели) и количество часов. Существуют варианты введения второго иностранного языка: 9 классы – 1 час в неделю, 8-9 классы – 1 час в неделю, 5-9 классы – 2 часа в неделю. Возможно дистанционное обучение (в отдаленных, сельских школах, платформа «Учи.РУ»). В аттестат об основном общем образовании будет включен учебный предмет «Второй иностранный язык» и выставлена оценка. К сожалению, проблема с кадровым составом учителей иностранного языка существует. Здесь мы делаем акцент на педагогических ресурсах школ. Но в текущем учебном году второй иностранный язык введён во всех ОО города в 9-х классах по 1 часу в неделю, к примеру, в школе № 25 – немецкий, французский.
— Планируется ли в ближайшие время закрытие каких-либо школ КГО или, как говорят, в «целях оптимизации» — их слияние?
— Оптимизация сети ОО в целом на территории округа продолжается. Сейчас мы внимательно изучаем район школы № 15. Возле неё идёт снос ветхого жилья. Мы ведём учёт количества детей на данной территории, понимая, что семьи получают квартиры, меняют место жительства. Переселение происходит. В этом учебном году школа будет работать, а далее мы рассматриваем, как вариант, оптимизацию со школой № 27. Дети от этого ничего не потеряют. Они как ходили, так и будут ходить по адресу школы № 15, но будущие девятиклассники получат аттестат уже школы № 27. Дальше будем смотреть, насколько интенсивно станет переселяться район, учитывать экономическую составляющую. Возможно, создадим специальный школьный маршрут.
— Острый вопрос – ремонт школ. В каких произведён, какие на очереди, каковы сроки?
— Текущие ремонты в школах при подготовке к началу учебного года осуществляются всегда. В этом году мы планируем провести капитальный ремонт Лицея № 1. Предварительно в программу для капитального ремонта мы попали. Сделан проект, который прошёл экспертизу. Внутри школы уже готовятся встречать строительные бригады. Возможно, учащимся Лицея № 1 придётся в конце весны переместиться в здания школ № 3 и № 28. Мы постараемся сделать всё так, чтобы права ребят не были ущемлены, особенно это касается наших выпускников. В летний период в школах будут по-прежнему проходить плановые ремонты. Где-то — ремонтироваться крыши, где-то – система отопления, где-то — замена окон. В школе № 30, в рамках проекта, рассчитанного на два года, продолжаем обустраивать здание начальной школы, чтобы дети могли учиться в одну смену.
— Как организовано школьное питание? Какие категории детей получают его бесплатно? Как обстоят дела с контролем качества питания?
— В КГО питание обучающихся организовано в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели, в зависимости от учебного плана ОО. Разработаны и утверждены в Роспотребнадзоре 10-ти и 14-дневные меню. Для 750 детей из многодетных малообеспеченных семей организовано двухразовое питание (завтрак, обед) в режиме шестидневной недели. Для 5328 обучающихся льготных категорий (1-4 классов, 5-7 классов из малообеспеченных семей, 5-11 классов опекаемых и приёмных детей) горячее питание организовано в режиме пятидневной недели. В таком же режиме организовано питание обучающихся за счёт средств родителей. Школьникам предложены горячие завтраки, обеды. В рацион питания включены мясные, рыбные и молочные блюда. В комплексные обеды старшеклассников входят салаты, первые, вторые и третьи блюда.
В управлении образования создана комиссия на внеплановые проверки пищеблоков ОО. В январе текущего года было проверено 100% пищеблоков ОО. Замечаний не выявлено. В самих ОО созданы бракеражные комиссии из членов педагогического коллектива, которые также контролируют работу пищеблоков.
— Вопрос с доставкой детей из отдалённых районов города (Черкасов Камень, Верх-Чумыш). Возникают проблемы. К примеру, я не раз был свидетелем, когда ученики школы № 30 (посёлок Карагайлинский) на пробные экзамены в город едут всем классом в рейсовом переполненном автобусе. Некоторым даже становится плохо. Будут ли к ЕГЭ или ОГЭ заказываться специальные автобусы?
— Количество школьных маршрутов из района Черкасов Камень мы уже увеличили. К сожалению, их по-прежнему не хватает. Мы выходим с инициативой к транспортным предприятиям увеличить число рейсов из Черкасова Камня. Также есть предложение о строительстве школы в этом районе, но оно пока лишь обсуждается на словах. Если же говорить о подготовке к ЕГЭ, его проведении, то учащихся из отдалённых районов к местам мы стараемся подвозить всегда. А вот возвращаются они по своим адресам преимущественно сами. Надо учитывать, что каждый ребёнок индивидуален. Кто-то быстро заканчивает задание – за полтора-два часа, кому-то необходимо и три
часа. Заставлять детей находиться в ожидании выхода с экзамена последнего ученика нецелесообразно. А когда сдаются основные экзамены по русскому языку и математике, у нас задействованы все школьные автобусы. Обязательно есть и резервные.
— Немаловажной является тема дополнительного образования. Как обстоят с этим дела, что говорит статистика? Каких новшеств в данном направлении стоит ожидать?
— На сегодняшний день в КГО работают 5 учреждений дополнительного образования (ДО). Дорожной картой предусмотрен уверенный рост объёма услуг ДО детей. Мониторинг распределения учащихся позволяет сказать, что наиболее популярными являются творческие объединения художественного направления: хореография, вокал, театральное творчество, театр моды, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В них занимаются 38% обучающихся. На 5% увеличилось количество детей, посещающих объединения технической направленности. Постоянно обновляя содержание и формы работы, учреждения реализуют такие проекты как всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия», РДШ («Российское движение школьников»), ГТО («Готов к труду и обороне»), «Наставничество». Статистика гласит, что средний процент удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством услуг ДО за последние 5 лет возрос с 86,2% до 96,6%.
В городе проведена работа по организации муниципального опорного центра (МОЦ) дополнительного образования. Он будет создан на базе Центра детского творчества и обеспечит согласованное развитие дополнительных общеразвивающих программ различной направленности (технической, естественнонаучной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной), осуществит организационное, методическое и аналитическое сопровождение, мониторинг развития системы ДО детей.
— Заключительный вопрос касается детских садов. Какие услуги в них являются платными? Кто устанавливает их перечень и размер платы?
— В дошкольных общеобразовательных учреждениях (ДОУ) платными являются дополнительные образовательные услуги – занятия танцами, вокалом, обучение плаванию, развитие творчества: бисероплетение, рисование песком, оригами и т.д. Перечень их определяет само учреждение на основании проводимого анкетирования с родителями. Размер платы устанавливается на основании расчёта стоимости услуги специалистом МБУ ЦБ (Муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная бухгалтерия»), в соответствии с данными, представленными учреждением. Стоимость услуги зависит от оклада сотрудника, оказывающего платную услугу, размера коммунальной платы, количества часов, расходных материалов. Прейскурант цен на платные образовательные услуги согласовывается с учредителем.
— Елена Владимировна, благодарю Вас за обстоятельное интервью! В этом материале читатели получат ответы на часто задаваемые вопросы.
Беседовал Родион ТИТАРЕНКО.
Фото автора, Елены Газиной и управления образования КГО.