19 октября свой профессиональный праздник отмечают следователи-криминалисты. Они собирают и анализируют информацию, позволяющую восстановить цепочку событий и раскрыть преступление. Должность прокуроров-криминалистов впервые появилась в штате органов прокуратуры в 1954 году: 19 октября Генеральным прокурором СССР Романом Руденко было подписано указание № 3/195 «О работе прокурора-криминалиста». В 2007-2011 годах в связи с реформированием органов прокуратуры, выделением из их структуры следствия и образованием Следственного комитета РФ – служба прокуроров-криминалистов преобразовалась в службу следователей-криминалистов. Однако все эти годы неизменным оставалось ее предназначение: осуществление организационных и практических мер по повышению качества расследования, предупреждение тяжких и особо тяжких преступлений; внедрение в практику расследования и раскрытия преступлений современных возможностей криминалистики и судебной экспертизы, научных рекомендаций, передового опыта; а также повышение профессионального уровня следственных кадров.
Следователи-криминалисты — «дефицитные» специалисты: в Кузбассе их всего 10-12, а по югу области – лишь 4. Один из них – старший следователь-криминалист отдела криминалистики СУ СК РФ по Кемеровской области капитан юстиции Павел Евгеньевич СЕЛИВЕРСТОВ, в зону ответственности которого входят Киселевск и Новокузнецкий район, а в период взаимозаменяемости — Прокопьевск и Прокопьевский район. Накануне профессионального праздника наш собеседник рассказал о специфике своей работы.
— Я родом из Прокопьевска, — начал разговор Павел Евгеньевич. — Окончив школу, поступил в Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск). В образовательном учреждении особое внимание уделялось углубленному изучению криминалистики, что очень помогло мне в дальнейшем. Это прикладная наука о закономерностях преступлений, которые находят отражение в различных следах, источниках информации, позволяющих установить истину. Завершив обучение в вузе, я в общей сложности 14 лет проработал в правоохранительных органах: следователем сначала в Прокопьевске, а с 2009-го по 2013-й годы – в Следственном отделе по г. Киселевск. В должности старшего следователя-криминалиста я с 2013 года.
— Что же входит в Ваши задачи?
— Основная задача представителей нашей профессии – оказание практической и методической помощи следователю. В частности, при осмотре места происшествия важно получить максимум информации, найти и правильно зафиксировать следы, чтобы не испортить, не потерять их, ничего не упустить. Для этого на вооружении следователя-криминалиста имеется специальная техника. Особое внимание уделяется организации и тактике проведения следственных действий. Каждое из них должно быть тщательно подготовлено, грамотно и эффективно проведено для получения доказательственной базы. Третье важнейшее направление — методика расследования отдельных групп преступлений, по большей части резонансных: это убийства, изнасилования, преступления в отношении малолетних, а также безвестные исчезновения людей. Отдельный блок деятельности следователя-криминалиста — изучение уголовных дел о нераскрытых преступлениях, в том числе совершенных в прошлые годы.
— Какие высокотехнологичные средства использует следователь-криминалист в своей работе?
— В нашей работе активно применяются мобильные источники криминалистического света, предназначенные для поиска микрочастиц и следов биологического происхождения (кровь, слюна, потожировые следы и др.). Устройство помогает увидеть следы, которые сложно рассмотреть визуально, и те, которые пытались уничтожить. Помню случай, когда благодаря возможностям экспертного света злоумышленник в ходе осмотра места происшествия уже спустя 40 минут сознался в совершении убийства. Нелинейные локаторы позволяют выявить месторасположение электронных устройств. Это могут быть всевозможные гаджеты, флешки и др., оставленные или спрятанные преступником или потерпевшим. Так, в прошлом году в киселевском цехе по производству полуфабрикатов был убит сторож. Подозреваемый выбросил в снег сотовый телефон, который мы, походив по сугробам около часа, нашли с помощью нелинейного локатора. Улика стала одним из доказательств по делу. Применение георадарного неразрушающего метода для поиска тайных захоронений тел и скрытых под землей или в бетоне объектов может сэкономить значительное количество времени и средств. В нашем арсенале есть металлоискатели, цианакрилатные камеры, которые выявляют следы рук на различных поверхностях, и другое оборудование. Не обходится и без судебно-генетической экспертизы, когда по капле крови или частице другого биоматериала может быть идентифицирована личность человека, что способствует раскрытию преступления. Исследования выполняются в лаборатории
экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Кемеровской области, а также налажено сотрудничество с экспертными учреждениями Сибирского Федерального округа и даже за его пределами.
— Где Вам приходится производить осмотр места происшествия, искать следы преступлений?
— Во время проведения поисковых действий прочесываем леса, перелески, осматриваем колодцы, автомобили, заброшенные погреба, гаражи, подполы в домах, взбираемся на крышу. Условия, конечно, бывают разными: и грязь, и пыль, и прочие неудобства. Но все-таки основные трудности связаны с планированием расследования, его направлением – это кропотливая аналитическая работа.
— Наверняка за Ваш сложный труд у Вас имеются награды.
— Больше всего мне дорога награда, полученная от администрации Кемеровской области, — медаль «За честь и мужество». Много пришлось приложить усилий, чтобы раскрыть в Анжеро-Судженске изнасилование и убийство в местной лесополосе 15-летней школьницы. В течение месяца мы с коллегами находились на территории этого города. Для того чтобы установить личность преступника, также использовались сложные геномные исследования и криминалистическая техника. Нас привлекают для работы по всей Кемеровской области. Если совершается резонансное преступление, нас могут направить в помощь следователям-криминалистам в другой город.
— Почему же всё-таки Вами выбрана именно эта профессия?
— Я люблю свою работу, я осваивал эту профессию в институте. Да, в ней немало сложностей, она напряженная. Невозможно предсказать, когда начнется и закончится рабочий день. Но когда достигается результат, это приносит удовлетворение. Следователи перегружены и иногда не замечают тех тонкостей, на которые мы можем обратить внимание. Не буду говорить, что у меня есть глобальная цель — победить преступность. Но с каждым конкретным случаем раскрытия преступлений изменить криминогенную обстановку возможно.
— Как Вы проводите свободное время?
— В течение многих лет я привык жить в режиме ожидания, но это компенсирует продолжительный отпуск. В летний сезон выезжаю на рыбалку – это одно из моих любимых увлечений. Здесь я отдыхаю душой, многое обдумывается, переосмысливается, что-то – забывается, замещается. В свободное время мы отдыхаем и всей семьей, у нас с супругой двое сыновей – 6 и 12 лет. Выезжаем на природу, зимой нам нравятся поездки в Шерегеш, катание на горных лыжах.
— Что бы Вы пожелали коллегам в честь профессионального праздника?
— Желаю всем следователям-криминалистам крепкого здоровья, семейного благополучия. В работе – профессионального роста, стойкости и терпения, внимания к мельчайшим деталям, из которых и восстанавливается общая картина преступления.
Беседовала Елена ГАЗИНА.
Фото предоставлено СО по г. Киселевск СУ СК РФ по Кемеровской области.