ВОПРОС: Я взял потребительский кредит в одном из банков на несколько лет. При получении кредита мне была навязана страховка, без которой его бы попросту не дали. Могу ли я отказаться от страховки? Ведь за эту услугу у меня высчитали более 40 000 рублей из суммы заёмных средств.
ОТВЕТ: С 01 января 2018 г. так называемый «период охлаждения», в течение которого можно отказаться от навязанной или необдуманно приобретенной страховки и вернуть деньги за нее, увеличился с 5 до 14 календарных дней. Так, согласно пункту 1 Указания Банка России от 20.11.2015 г. № 3854-У (ред. от 21.08.2017 г.) «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования» при осуществлении добровольного страхования страховщик должен предусмотреть условие о возврате страхователю уплаченной страховой премии в порядке, установленном настоящим Указанием, в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение четырнадцати календарных дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.
Также согласно Указанию Банка России страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть, что в случае, если страхователь отказался от договора добровольного страхования в срок, установленный пунктом 1 настоящего Указания, и до даты возникновения обязательств страховщика по заключенному договору страхования (далее — дата начала действия страхования), уплаченная страховая премия подлежит возврату страховщиком страхователю в полном объеме (пункт 5). Страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть, что в случае, если страхователь отказался от договора добровольного страхования в срок, установленный пунктом 1 настоящего Указания, но после даты начала действия страхования, страховщик при возврате уплаченной страховой премии страхователю вправе удержать ее часть пропорционально сроку действия договора страхования, прошедшему с даты начала действия страхования до даты прекращения действия договора добровольного страхования (пункт 6).
Страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть условие о том, что договор добровольного страхования считается прекратившим свое действие с даты получения страховщиком письменного заявления страхователя об отказе от договора добровольного страхования или иной даты, установленной по соглашению сторон, но не позднее срока, определенного в соответствии с пунктом 1 настоящего Указания (пункт 7).
На основании пункта 8 Указания Банка России страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть условие о возврате страхователю страховой премии по выбору страхователя наличными деньгами или в безналичном порядке в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя об отказе от договора добровольного страхования. Однако большинство банков обходят право клиентов на отказ от страховки, заключая «коллективные» договоры со страховой компанией, а затем «присоединяя» к ним заёмщиков. Если заёмщики отказываются от этого предложения, то просто могут не получить одобрения заявки на кредит — банки имеют на это право и даже не обязаны объяснять причины. Однако и в этом случае есть повод для оптимизма. Имеется очень интересное и полезное для заёмщиков определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 октября 2017 г. по делу № 49-КГ17-24. Советую с ним внимательно ознакомиться. Так, в этом определении высшей судебной инстанции сделан вывод, что Указание Банка России от 20.11.2015 г. № 3854-У распространяется и на коллективный договор страхования, к которому при получении кредита присоединяется заёмщик – физическое лицо. В случае отказа банка и страховой компании возвратить деньги за страховку возникший спор необходимо решать в судебном порядке.
Андрей КУЗНЕЦОВ.