ИЗ ПОЛУМРАКА – В ТУМАН, ИЛИ НУЖЕН ЛИ ПОДРОСТКАМ ТЕАТР?

Прокопьевский театр снова экспериментирует! На прошлой неделе в его стенах завершилась очередная лаборатория, посвященная теме «Опасный возраст». Такой выбор не случаен.

Нужен ли театр новому поколению соцсетей? В эпоху высоких скоростей не считают ли ребята спектакли чем-то скучным и старомодным, долгим и тягучим? Может, лучше пролистать за секунды сторис или посмотреть коротенький ролик?..

 Любовь окрыляет?

Всего за 5 дней на репетиционных площадках Прокопьевского театра артисты и режиссеры старались создать творческий продукт, который заинтересует молодежь. И вот настали волнительные «дни икс»…

В минувшие выходные на суд публики, и взрослой, и юной, были представлены показы четырех спектаклей: 22 января — «Рыба и шоколад» режиссера Дмитрия Лимбоса (12+) и «Делай все, что хочешь, пока я тебя люблю» (16+) Мурата Абулкатинова.

Второй день показов открыл эскиз «Ловец на хлебном поле» (16+) режиссёра Дмитрия Туркова по известному роману «Над пропастью во ржи», а заключительным наброском спектакля стала «История с кладбищем» (6+), режиссёр Тимур Кулов.

Мы побывали в театре в субботний день, чтобы увидеть сценическое воплощение самой современной драматургии молодых авторов, именно нашего века.

Подростков было столько, что автору этих строк едва удалось занять место на стуле, на верхнем ряду от сцены под крышей. Ребята располагались даже на ступеньках, усевшись на подушки.

Во вступительном слове директор Прокопьевского Ленкома Людмила Купцова отметила: «Цель сегодняшней лаборатории – привлечь как можно больше молодежи в театр, чтобы вы поняли: это здание с колоннами не консервативно. И нам важно наладить с вами диалог».

Лаборатория Эксперимент 123Зал погрузился в полумрак… Любопытно, что эскиз «Рыба и шоколад» по пьесе Полины Бородиной начался со слов: «Ненавижу театр!» — из уст главного героя – 14-летнего Андрея Юдина (актер Михаил Дмитриев) – ученика спецшколы для трудных подростков. Парень взаимно влюбляется в Машу – ученицу хореографической школы, где очень жесткая дисциплина. Они совсем из разных социальных слоев, «несовместимы», как рыба и шоколад, современные Ромео и Джульетта. Им предстоит преодолеть запреты на пути друг к другу. Но, к счастью, в финале все остаются живы.

Вместе с подростками эскиз смотрели профи в мире театра, гости из Москвы, Казани, Новосибирска, Томска. К слову, художественный руководитель лаборатории Павел Руднев прилетел в Кузбасс на самолете и примчался на показ в Прокопьевский театр.

После показа, который длился всего 40 минут (из пьесы было вырезано много текста), аудитория обсудила набросок спектакля.

Педагоги признались, что увидели себя как в зеркале, со стороны.

«Это лучший эскиз из тех, что я видела, думаю, даже дорабатывать ничего не надо: всё было «вкусно», интересно и хорошо», — считает одна из зрительниц.

Слово взяла и киселевчанка, заведующая детским садом:

«Актерская игра преподавателя хореографического училища (Наталья Денщикова) великолепная, блестящая, изумительная. Для меня сегодня вы были эталоном сценического мастерства. Преподаватель физкультуры (Дмитрий Ячменев) — на вас смотришь, и видно, что вы — из балетных, и вы – огонь!

Образ жесткого директора показался мне немного «нафталиновым», хотя и знакомым: в 2006 году я была назначена директором детского дома.

Парни тоже молодцы. Стопроцентное попадание. Получился нетипичный показ типичной истории, когда отличницы влюбляются в плохих мальчиков.

Исполнитель главной роли так произнес фразу: «Любовь — это когда тебе не стрёмно ночью подорваться, чтобы купить ей пирожок с вишней», — что сразу ему веришь и понимаешь: ну и пусть он учится в спецшколе, зато растет настоящий мужик!

Прокопьевский театр

«Рыба и шоколад»

Роль друга Андрея, Дениса Хабибулина, хоть и второстепенная, но как он ее проиграл! Чего стоит только жим стола, вместо штанги.

Игра девчонок, правда, мне показалась слабее, чем парней».

Павел Руднев обратился к юным зрителям: «Этот эскиз про вас или про то, как дяди видят вас?»

Подростки немного стеснялись говорить во всеуслышание. Но каждый, кто высказался, подтвердил: «театр говорит на том же языке, что и мы, о проблемах, которые нас волнуют».

Удивительно, но даже критик, Мария Кожина, не критиковала, а похвалила эскиз.

«Хорошая работа. Театр проявляет то, что есть в пьесе, и при всей ее наивности, она не отменяет важной проблематики: мира закрытых учебных заведений, когда взрослые агрессивно настроены к детям и не слышат их. Чувствуется живая подростковая энергетика, зрители наблюдают, как меняется главный герой, и, что символично, Андрей становится другим человеком, когда надевает другой костюм.

Удачно подобрано сценическое пространство. Вогнутый угол здорово работает в эскизе: с одной стороны, это душная комната, из которой хочется выбежать, с другой стороны, он соединяет героев во время свидания».

Зрители подмечали, что в наброске спектакля затрагивалась тема гендерных стереотипов (что понимается под словом «мужик»?), осознанности, влияния любви на личность человека – она способна окрылять.

Актер Михаил Дмитриев, тот самый «трудный подросток», поделился, что артисты в пятницу ушли с театральной площадки в полпервого ночи. Лаборатория – это всегда настоящая муштра для труппы, сжатые до экстремального минимума сроки, непривычный материал.

Исполняя роль Андрея Юдина, Михаил мысленно возвращался в свое детство и сделал вывод, что… нынешнее молодое поколение вообще ничем не отличается от всех предыдущих, вплоть до неандертальцев! И проблемы у подростков из века в век очень похожие.

Как ежик в тумане, в поисках ответов

ПрокопьевскСледующий показ – на малой сцене. Смотрим эскиз «Это я тебе ухо откусила, или Делай всё что хочешь, пока я тебя люблю» режиссёра Мурата Абулкатинова по пьесе об ультрасовременных людях Светланы Баженовой. Действие происходит на крыше дома.

Пожалуй, это одна из самых странных и необычных работ театра. Зрители вошли в зал, а там… густой туман, почти ничего не видно. Прямо как на улице в Прокопьевске и Киселевске! В те дни как раз стоял непроглядный смог.

Длился эскиз всего полчаса. Музыка, мелодичный голос актрисы Валерии Климовой, смена световых локаций в дымке, на которую проецировались титры, пронзительный монолог-исповедь главной героини Светланы (роль исполняла Александра Булатова), в старомодной фате, рубашке и ботинках на ногах… Девушка мечется, как ежик в тумане, в поисках вечных ответов. «Почему я не нужна тому, кто нужен мне?» И одновременно: «Почему бы всем им не оставить меня в покое? Зачем они все на меня смотрят?»

Света говорит вслух о своих травмах, разочарованиях, отношениях, которые не принесли радости. Но вот она встречает того, кто с ней «на одной волне» и принимает ее такую, какая она есть, с ее странной любовью, когда близкого человека хочется… укусить. Увы, так в жизни часто и бывает: больнее всего мы раним самых дорогих нам людей.

И сама девушка высокопарно заявляет, что будет вместе с возлюбленным, даже если он станет бить ее и детей.

Прокопьевский театр

Гоча Путкарадзе и Александра Булатова после показа

Зрители такую встречу назвали радостным финалом, но, по нашему мнению, подобные отношения больше напоминают созависимость. Герои, скорее, доконают друг друга.

Режиссер создал монодраму – сюжет разворачивается в голове центрального персонажа. Вся концентрация – на нем.

Отзывы об эскизе звучали разные.

«Я увидела спектакль-загадку, у меня возникала тысяча «почему», и я еще долго буду сама себе отвечать на возникшие вопросы. Очень эмоционально сыграно, эскиз затронул струны души. Модные фишки в виде дымовых завес, световых инсталляций здесь уместны, красивы — точное попадание!»

«В начале я вообще ничего не понимал, но потом меня тронуло, очень понравился визуал, просто вау!»

Не обошлось без слез и дрожи в голосе:

«Странное впечатление оставил этот показ. Он, скорее, не столько для подростков, сколько для их родителей. Эти простые вечные вопросы: «Кто я, зачем я?» могут сильно ранить подростков, которые нередко переживают, казалось бы, из-за ерунды. И я увидела совсем не сказочный финал. Главная героиня надела фату… И я вспомнила, как умерла моя одноклассница, совсем юная, ее хоронили в подвенечном наряде…»

«Меня всю трясет, я плачу, не могу говорить…»

Надо сказать, эскиз не у всей аудитории нашел отклик, и это нормально: «Я была таким же подростком, как Светлана, с такими же проблемами, сетовала, что меня никто не понимает. Однако эта постановка не зацепила. Что-то не додумано, не собрано, не доделано».

Впрочем, на то он и эксперимент, чтобы пробовать, искать, рисковать. Радует, что театр создает пространство, комфортное и для подрастающего поколения, вступившего в «опасный возраст», говорит с ребятами на равных и с уважением, готов меняться ради них.

И мы уверены: такой театр молодежи нужен.

Елена ГАЗИНА. Фото автора и Прокопьевского театра.

Share this: