«Какой еще долг за мусор? За что мы должны платить и кому, если живем среди руин?» Возмущаясь, жительница района бывшей шахты «Тайбинская», ветеран труда, рассказала нам о том, что ООО «ЭкоТек» предъявило ей долг в несколько тысяч рублей, начиная с 1 июля 2018 года.
ВСЕ ОБРАЗУЮТ ОТХОДЫ — ВСЕ ПЛАТЯТ
В январе 2021 г. мировой судья судебного участка №1 Киселевского городского судебного района Кемеровской области, рассмотрев заявление регионального оператора по обращению с ТКО зоны «Юг» к нашей читательнице, вынес судебный приказ о взыскании с нее задолженности, включая пени за просрочку обязательств по оплате, расходы по оплате госпошлины.
Получив копию судебного приказа, женщина представила возражения, мотивируя тем, что договор с ООО «ЭкоТек» не заключался, контейнеры для мусора не установлены, услуги по вывозу отходов не оказывались. Ранее она писала заявления регоператору на аннулирование платы за услуги по обращению с ТКО: нет бака, нет подъезда к дому, и «поселок
идет под снос».
Отменить судебный приказ легко. Однако, как пояснили нам в ООО «ЭкоТек», это не влечет за собой списание задолженности: «Судебная практика сложилась в пользу регионального оператора, так как все производят отходы. И эти отходы вывозит и утилизирует на вверенной ему территории ООО «ЭкоТек». При этом не суть важно, откуда: будь то контейнер любой локации или несанкционированная свалка».
В ответе заявительнице Прокопьевского отделения Государственной жилищной инспекции Кемеровской области от 16.07.2021 г. изложена аналогичная позиция: «Согласно Апелляционному определению Кемеровского областного суда от 18.06.2020 г. по делу № 33-4930/2020 (2-57/2020) установлено, что, учитывая общедоступность мусорных
контейнеров, региональный оператор фактически оказывает услуги по вывозу ТКО всем жителям без исключения.
Судом также указано, что, поскольку в процессе жизнедеятельности физических лиц образуются ТКО, и в силу пунктов 9, 15, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. №641», эти лица обязаны
складировать ТКО в специально созданные места накопления отходов». Также ГЖИ разъясняет, что, согласно ст. 129 ГПК РФ, при поступлении в установленный срок возражений должника относительно исполнения судебного приказа, судья отменяет его. Однако взыскатель, в данном случае «ЭкоТек», заявленное требование может предъявить в порядке искового производства. В судебном споре, с участием обеих сторон — истца и ответчика — должник будет иметь возможность представлять доказательства в защиту своей позиции.
В ответе на запрос киселевчанки Госжилинспекция подчеркивает, что «отмена судебного приказа не порождает правовых оснований для перерасчета и снятия начислений в отношении должника».
Неоднократно на страницах нашей газеты различные ведомства (прокуратура, ГЖИ, РЭК и др.) давали разъяснения по поводу «мусорной реформы», почему платить должны все. Но наша читательница себя должницей не считает. Чтобы наглядно показать условия проживания местного населения, в августе она пригласила автора этих строк в район бывшей
шахты «Тайбинская».
Вид открывается удручающий, стоит только выйти на конечной остановке 11-го автобусного маршрута. Еще совсем недавно по Индустриальной, 7а был детский сад, потом — приют для бездомных животных. Теперь — запустение, следы пожара, выбитые стекла в здании, убрано ограждение. Вместе с читательницей мы прошли к ее дому, преодолев расстояние почти в километр.
Ощущение замершей жизни, упадка повсюду. Бездорожье, вырытые ямы и траншеи, из которых извлечены трубы, «останки» заброшенных домов, иногда, словно оазисы, встречались жилые. Но в основном — тягостная тишина и разруха, пугал каждый шорох из кустов. Ведь, как рассказала наша собеседница, в поселке промышляют любители поживиться чем-нибудь среди развалин, пытаются забраться и в окна домов, где живут люди. У нее самой не так давно украли даже мясокостный остаток для собак, оставленный без присмотра.
А еще некоторые граждане считают, что, если этот район по большей части расселен, его можно превращать в помойку: сюда привозят и вываливают мусор. «Так за какой вывоз отходов региональный оператор требует оплату, если мы живем среди руин? Какие услуги он нам оказывает?» — задается вопросом жительница поселка.
Исходя, опять же, из письма ГЖИ, для собственников индивидуальных домов улицы, на которой расположен дом нашей читательницы, в реестре мест накоплений ТКО Киселевского городского округа определено место для сбора мусора по ул. Калининградской, 45. А до него — более двух километров! Женщина, которой за 80 лет, удивляется: что же, ей нужно брать коромысло с ведрами и — в дорогу пешком, к большегрузному контейнеру? Она намерена отстаивать свои права. Недавно обращалась в прокуратуру и ждет официального ответа.
КОГДА ЖДАТЬ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ?
Пока мы общались с читательницей, к нам присоединились ее соседки, мать и дочь. Их, как и ветерана труда, волнует, почему многие уже давно переселились в другое жилье, а некоторые остаются здесь? Чтобы это прояснить, мы обратились в администрацию Киселевского городского округа и получили ответ. Ни имен, ни адресов в статье не указываем.
Касаемо матери и дочери: ранее управлением городского развития Киселевского городского округа были рассмотрены представленные ими документы на получение социальной выплаты на приобретение жилья взамен сносимого жилого дома на семью из двух человек.
По результатам рассмотрения документов установлено следующее.
В 2017 году заключением Сибирского филиала НИИ горной механики и маркшейдерского дела (СФ ОАО ВНИМИ) данный жилой дом был признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Красногорская» и подлежит сносу.
Матери он принадлежит на праве собственности на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 15.12.2016 года. Согласно сведениям из ЕГРН, женщины имели в общей долевой собственности (доля в праве по 1/4) жилые помещения, приобретенные в 4 квартале 2014 года на средства социальной выплаты по программе переселения с подработанных территорий ликвидированных шахт за жилой дом, находящийся на подработанной территории ликвидированного ОАО «Шахта Тайбинская», из расчета 4 человек, в сумме (…).
Продав данные жилые помещения, киселевчанки «сознательно ухудшили свои жилищные условия и в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ в течение 5 лет не
имеют права на предоставление другого жилого помещения. В настоящее время пятилетний срок истек, но, учитывая, что дочь в доме зарегистрировалась 06.06.2017 г., т.е.
после даты обследования (дом обследован 29.05.2017 года), права на получение социальной выплаты она не имеет. Кроме того, из анализа статьи 12 Федерального закона
от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» следует, что социальная выплата гражданам, подлежащим переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, является одной из форм государственной социальной помощи и направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения (пособие). Выплаты производятся за счет средств федерального бюджета один раз».
Заключением СФ ОАО ВНИМИ от 29.05.2017 года дом, в котором проживает другая киселевчанка, ветеран труда, признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной угольной шахте «Красногорская» и подлежит сносу. Предоставлен неполный пакет документов, необходимо обновить.
Есть иное жилье. Вопрос переселения будет рассмотрен в соответствии с действующим законодательством. Управление городского развития КГО осуществляет переселение с подработанных территорий ликвидированных шахт в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков».
Детально обсудить вопросы переселения киселевчанки могут, обратившись на прием к специалистам УГР КГО.
Елена ГАЗИНА. Фото автора.