7 марта 2019 года отметила 90-летний юбилей учитель химии, почетный работник образования Раиса Васильевна Меньшова. Всю свою жизнь она посвятила педагогике, школе и детям. За какое бы дело ни бралась – всё у нее ладилось и получалось.
Родом Раиса Васильевна из Саратовской области, с. Сёстры.
— Семья у нас большая была, — начала свой рассказ о себе педагог. – Первый брат — 1914 года рождения, второй — 1918-го, третий – 1925-го, и я последним ребенком на свет появилась.
Первый брат женился, сноха жила с нами – мы ее любили и чтили. Когда началась война – брата старшего забрали на фронт, за ним и второго. После армии и второй брат женился. Родители были крестьянами.
— Раиса Васильевна, почему Вы решили стать учителем?
— Наверное, это было Богом данное. В детстве я никем, кроме учителя, себя не видела. В 6 лет уже пошла в 1-й класс. Меня сначала не принимали. Отец поехал в школу, попросил директора: «Вы примите ее! Не записывайте — просто примите. Походит немного, далеко ведь до школы, да бросит! И вам не будет проблем». А я упорная оказалась. Я как пришла, так меня и зачислили. Училась хорошо. Окончив школу, поступила в педагогическое училище и уже в 17 лет стала учителем начальных классов.
— Расскажите о своем пути из Саратовской области в Киселёвск.
— У меня здесь жил брат. Демобилизовавшись из армии, он был направлен в Киселёвск, работал в этом городе агрономом. А его жена с дочерью жили в Саратове. Девочке уже надо было идти в школу, и пришло время решать — или начинать учебу в Саратове, или ехать сюда, к отцу. Мама сказала: «Дочка, я тебя люблю и всё для тебя сделаю, но оставлять ребенка на бабушку нельзя. Ей нужно другое воспитание». На тот момент я уже окончила институт, была учителем химии и собиралась в аспирантуру. И я вместе с братом и сыном в 1954 году перебралась в Киселёвск, а через год переехала к нам и мама. За лето я устроилась на работу. Сначала работала в Керлегеше, там не было химика. А потом меня перевели в Прокопьевск в одну из школ города учителем химии. Через 6 лет мне предложили перейти в карагайлинскую школу № 30 – я согласилась. Здесь за 5 лет сменилось шесть руководителей. И меня туда назначили директором. Я сначала испугалась, молодая была – мне тогда было 28 лет, боялась, что не справлюсь. Но всё у меня получилось.
— Как Вы попали в 31-ю школу?
— Через несколько лет из 30-й школы меня перенаправили в 31-ю, тогда она еще новая была. Там ни списков выбывших, ни списков зачисленных детей не было, документация находилась в полном хаосе. А в школу уже начали приезжать комиссии из области с проверкой – а я счастливая на проверки была. И я инспекторам говорю – что мне передали, то и смотрите. Спустя 2-3 года школа «поднялась» на должный уровень и стала краснознаменной по городу! Тогда приехала областная комиссия, и меня наградили министерской похвальной грамотой.
Помню и особые случаи. Когда я приняла школу, у нас 40 учеников состояло на учете в детской комнате милиции. Через 2 года осталось всего 4, благодаря слаженной работе коллектива. Через год ко мне подходили коллеги и говорили: «Раиса Васильевна, у нас такое чувство, что мы проработали не один год, а 10 лет». Тяжело было. Слышала, как многие педагоги за спиной говорили: «Сама насмерть работает и нас загоняла».
— А хорошо это или плохо?
— Я считаю, что хорошо! Потому что через 2 года к нам из Новосибирска прислали комиссию, и мы музей боевой славы сразу стали создавать. Надо было организовать и учеников, и учителей, привлечь их к этой работе.
Моё утро ежедневно начиналось с проверки школы – я заходила в учительскую, смотрела, кто с кем не в ладах. И если я видела, что у кого-то контакта с кем-то нет, приглашала в кабинет сначала одну, выясняла, что случилось. А потом разговаривала с другой. Давала им какое-то одно задание. Выполняя его, педагоги забывали о своих недомолвках. Да и некогда было выяснять отношения, потому что — то городская, то областная проверка, а я же счастливая на проверки, — смеется Раиса Васильевна. – Как только приду в гороно, мне заведующая сообщает: «Раиса Васильевна, у нас опять областной практикум планируется в вашей школе». Я хочу отказаться, но завгороно настаивает: «Раиса Васильевна, куда я их повезу? Не в 6-ю же школу!». Надо – значит, надо!
— После работы в 31-й школе как сложилась Ваша судьба?
— Меня пригласили в гороно. Но там я отработала инспектором всего 2 месяца – меня взяли в горком партии. Даже прочили на пост завгороно, но я отказалась: «Если мне еще можно работать и я в силах, то зачем я уйду из своей школы, которой отдала столько сил и здоровья?» Но тогда было строго, как партия скажет, так и поступали. Тогда мне Иван Кондратьевич Марус сказал: «Раиса Васильевна, Вас предлагают в горком партии». Я же настаивала на том, чтобы остаться в школе. Он мне ответил: «Поработаете немножко, потом снова будете королевой 31-й школы!». В горкоме партии я отработала около 5 лет. Меня никак не отпускали. Тут мне наш бухгалтер сообщила: «Сейчас в интернате нет директора. Проверки там редко бывают. Пойди туда и «отдохни»». Я ответила: «Да что Вы, в интернат! Ни в коем случае!». И… я пошла! И не поверите, начались проверки – одна за другой! То кухню проверяют, то кладовщиков, то еще что-то. И я сказала – «всё, хватит». Доработала до 1984 года, пришла в гороно и заявила, что ухожу.
— Ушли на заслуженный отдых?
— Не тут-то было! Мне говорят: «Вы так сразу не уходите. Вы отдохните, поезжайте на курорт, мы Вам путевку дадим, а потом возвращайтесь и еще поработайте». Я думаю, нет, если они меня сейчас начнут уговаривать, я точно останусь! Так я в 24-й школе и оказалась простым учителем химии, где отработала несколько лет. Ребятишки меня любили. И не только меня, но и мои уроки. Где мы брали вещества для опытов? Всё очень просто. Марганцовку, например, — в аптеке. А как из нее кислород получали, собирая его в колбе, в которой разгоралась тлеющая лучина, дети аж визжали на уроке! И я радовалась вместе с ними.
Или взять обычную свечку. Вроде бы ничего интересного, а когда ее зажигали, я спрашивала у детей: «Посмотрите, однородно ли пламя?» Ученики рассматривали и замечали, что пламя состоит из трех частей, сами определяли, какая самая горячая. Так ребятишки ко мне и потянулись.
— У Вас были в школе любимчики?
— Я всех детей любила, неважно, какого возраста они были, девчонка или мальчишка. Конечно, если ребенок учится хорошо, то это само по себе вызывает к нему уважение. Но любимчиков не было.
Однажды я шла по улице, а мне навстречу — мой ученик Юра: «Раиса Васильевна! Я Вас так давно не видел! Я помню, когда еще учился в школе, Вы ко мне обратились с просьбой: «Юра, нам надо в школе выпустить свою стенную газету, ты сможешь ее сделать, чтобы она была хорошей?». А я думаю, надо же, я плохой ученик, а Раиса Васильевна ко мне обратилась». Я возразила ему: «Юра! Ты никогда не был плохим учеником! Ты просто слабо учился, но это не значит, что ты плохой ученик!». Он мне ответил: «Раиса Васильевна, я хотел Вам предложить, я понимаю, что Вы уже в возрасте, может, к Вам прийти, чем-нибудь помочь – побелить, помыть?». И я заплакала от его слов: «Господи! До чего ж вы хорошие у меня!». Надо же додуматься до такого – «я приду и сделаю, только скажите мне». У меня самые лучшие ученики – все! И они меня часто навещали. Даже приезжая из других городов и регионов, выпускники звонят мне или приходят в гости.
Раиса Васильевна часами может рассказывать о школьной жизни – такая она у нее была интересная. Сложная, но увлекательная. Сегодня Раиса Васильевна живет одна, но ее часто навещают сын Валерий и внуки, звонят по телефону. К слову сказать, сын поначалу пошел по стопам мамы и стал учителем!
— Он работал учителем литературы сначала в деревне Смышляево Прокопьевского района, — продолжает Раиса Васильевна, — я ездила к нему, была на его уроках. Потом Валерия перевели в другую школу — в село Терентьевское, назначили директором. Но сын не справился с руководящей должностью и ушел в правоохранительные органы.
— Раиса Васильевна, пожелайте что-нибудь молодым с высоты своих прожитых лет.
— Я бы пожелала всем работать добросовестно и с душой. Я верю, что именно за мои труды Господь продлил мне жизнь.
У Раисы Васильевны много благодарностей и наград, но самая ценная — медаль, подаренная выпускниками.
— Эта медаль мне очень дорога тем, что она не от городского отдела образования и не от областного, а от учеников! Я даже не знала, что они без ведома гороно написали ходатайство в Министерство образования, где ее одобрили и выслали. А на одном из вечеров встречи выпускников ученики мне ее преподнесли, я уже не работала. Медаль называется «За милосердие». Это самая значимая оценка моего труда.
Раиса Васильевна благодарна Богу за то, что он дал ей возможность прожить долгую и насыщенную жизнь. Коллектив газеты «Киселевские вести» поздравляет замечательного педагога с 90-летием и желает здоровья, бодрости духа и всего самого наилучшего.
Оксана НОВИКОВА.Фото автора.