Любому делу предшествует план, в том числе и в горной промышленности. Без участия геолого-маркшейдерской службы невозможна ни подземная, ни открытая разработка полезных ископаемых: процесс угледобычи даже не начнется — иначе он будет хаотичным, неэффективным и небезопасным. Если в самых общих чертах: геолог осуществляет комплекс работ по изучению залегания угольных пластов и вмещающих пород, а также комплекс работ по обеспечению своевременного учета состояния и движения запасов угля и др. Деятельность маркшейдера направлена на обеспечение проведения комплекса маркшейдерских наблюдений, прогнозирования опасных ситуаций и пополнения горно-графической документации. В геолого-маркшейдерском отделе АО «Поляны» эти ответственные задачи лежат в основном на женских плечах.
С недавнего времени руководит этим небольшим коллективом главный маркшейдер Татьяна Ивановна Кныш — опытный специалист, имеющий заслуженные награды — орден Трудовой Славы и министерскую грамоту. В нашей беседе она рассказала о своем профессиональном пути.
— Татьяна Ивановна, почему Вы остановили свой выбор на такой сложной сфере как маркшейдерия? Тем более, что долгое время трудились на предприятии, которое вело подземную добычу угля. Не каждый мужчина готов работать в таких условиях, а Вы отваживались на протяжении многих лет спускаться в шахту.
— Я в школе хорошо училась, и у меня математический склад ума. Участвовала в олимпиадах по алгебре, геометрии, занимала призовые места. И учительница по этим дисциплинам была строгой и требовательной. Маркшейдерия – это координаты, пространственно-геометрические измерения, профили, разрезы… В такой науке, в отличие от гуманитарных, необходима предельная точность. Я не имела представления, чем занимается маркшейдер, пока не поступила по совету старшего брата в Прокопьевский горный техникум. Там мне тоже учеба давалась легко, за что я благодарна сильному педагогическому составу учреждения, наставникам на практике. Окончив ПГТ с отличием, с 1985 года я работала на шахте «Черкасовская» участковым маркшейдером вплоть до ее закрытия. Первое время привыкала: тяжеловато было носить с собой самоспасатель, теодолит, треногу, и со всем этим грузом порой приходилось идти по выработкам пешком 2-3 км. А в молодости страха перед шахтой не возникало. Там же темно, думаю, при свете все эти щиты, скважины, камеры, купола выглядели бы пугающе. Когда шахта прекратила существование, меня пригласили в Киселевскую территориальную группу Кузбасского центра мониторинга, которая отслеживала и анализировала состояние ликвидированных шахт в городе, их воздействие на окружающую среду. Впоследствии я вновь стала работать участковым маркшейдером, но уже на разрезе «Тайбинский», перестраивалась к новым условиям — открытой угледобыче, другим приборам. В 2011-м перешла в ОАО «Луговое», а с 2016-го возглавляю геолого-маркшейдерскую службу АО «Поляны».
— Кто входит в Вашу команду?
— Коллектив геолого-маркшейдерской службы молодой, энергичный и ответственный. У нас 4 участковых маркшейдера, из них три девушки: Виктория Владимировна Лопарева, Мария Андреевна Отставных (Варинова), Дарья Олеговна Загорская. В этом году после окончания Прокопьевского горного техникума к нам пришел работать Дмитрий Александрович Мелкозеров. Несмотря на возраст (ему 20 лет), он молодец — удачно влился в нашу команду, открыт новым знаниям и девчатам помогает. В отделе два геолога: главный — Дина Павловна Глушаева и участковый — Анна Александровна Кириллова. Наши постоянные надежные помощники — горнорабочие Андрей Викторович Попов и Владимир Васильевич Заяц.
— По прошествии стольких лет в профессии можете ли Вы сказать, что Ваш выбор оказался верным?
— Да, действительно, это мое. Здесь нет монотонности, у нас всегда самые разные сложные, но интересные задания — нет однообразия, и просто отсидеться до конца рабочего дня никогда не удастся. Это интенсивный мыслительный процесс, сосредоточенность на задаче, ошибки не допускаются — слишком высока их цена. Спектр обязанностей у геологов и маркшейдеров широкий. Основной функцией геолого-маркшейдерской службы является контроль за соблюдением требований закона РФ «О недрах», Федерального закона «О промышленной безопасности…» и др. Совместно с производственниками мы составляем планы развития горных работ на год, которые обсуждаются и согласовываются с руководством предприятия и утверждаются управляющей компанией, далее согласовываются в Ростехнадзоре. В дальнейшем наша служба контролирует процесс реализации этих планов. В компетенции отдела разведка месторождения полезных ископаемых, подсчет их запасов, перенесение геометрических элементов в натуру, например, границ, за которыми вести работы уже нельзя, маркшейдерское обеспечение технологических процессов (буровзрывные работы, вскрыша, добыча угля и отвальное хозяйство), построение профилей технологических дорог, ведение горно-графической документации и многое другое. Мы трудимся комплексно, единой командой, в которой все специалисты взаимозаменяемы.
Конечно, нелегко в любую погоду делать замеры. Потом еще нужно произвести камеральную обработку собранного материала. Радует, что с течением времени наш инструментарий совершенствуется. Если ранее мы пользовались теодолитом 2Т30П, то теперь — электронным тахеометром — универсальным геодезическим прибором. Работать стало проще и удобнее. Ушли в прошлое те времена, когда мы вручную записывали показания, рисовали, вели подсчеты — сейчас в нашем распоряжении специальное компьютерное программное обеспечение. Но и требования со стороны контролирующих организаций стали выше.
— Татьяна Ивановна, о чем Вы мечтаете?
— У меня есть взрослый сын, теперь мечтаю о внучке или внуке. Хочу, чтобы мама не болела и у моих близких всё было хорошо. Смотрю сводку новостей, и возникает одно желание — лишь бы не развязалась война.
— И в завершение нашего разговора – что бы Вы пожелали своим коллегам?
— Прежде всего – здоровья, карьерного роста. Тем, кто не замужем или не женат, встретить любимого человека и создать крепкую семью. Желаю стабильности в работе и уверенности в завтрашнем дне, чтобы наше предприятие только процветало!
Узнав о том, что основу команды отдела составляет молодежь, нам стало интересно, кто же они — представители нового поколения маркшейдеров? Какую роль играет в их жизни выбранная профессия? Об этом мы поговорили с самой младшей по возрасту из сотрудниц геолого-маркшейдерской службы «Полян» — 24-летней Марией Отставных (Вариновой). Девушку нам удалось застать в кабинете за компьютером. Она была в красивом длинном платье, которое гармонично дополнял женственный аксессуар — перламутровые бусы. Но по роду деятельности Марии, как и другим участковым маркшейдерам, приходится переодеваться в робу, брать инструменты и отправляться на полевые работы. Какой бы ни была наша капризная погода — палящее солнце, дожди, ветры, морозы…
— Мария, как так получилось, что Вы, хрупкая девушка, решились работать на опасном производственном объекте, в сфере угледобычи, далеко не всегда в тепле и чистоте — чаще в спартанских условиях?
— Я строила совсем другие планы, когда оканчивала школу. Считала себя исключительно гуманитарием. Хотела отдать предпочтение факультету иностранных языков и на сто процентов была уверена, что после вуза пойду работать не учителем, не преподавателем, а переводчиком. Но мой папа-горняк с высоты своего жизненного опыта понимал, что это юношеский максимализм, и вряд ли такие мечты осуществимы. Отец настоял, чтобы я выбрала маркшейдерию, с условием, если проучусь один курс, и меня что-то не устроит, тогда смогу забрать документы и пойти в любой вуз по своему желанию. Я поступила в Прокопьевский горнотехнический техникум им. В.П. Романова, который после первого года обучения бросать не стала: думала, получу образование, а там посмотрим. Но с каждым днем мне нравилось в этом заведении всё больше и больше: увлекали и математика, и расчеты, и занятия с теодолитом. И в один прекрасный момент я поняла, что всё это — моё, и уже не хочется идти на иняз!
После техникума я недолго трудилась горнорабочей в ОАО «Поляны», затем меня приняли на соседнее предприятие – в ОАО «Луговое» – участковым маркшейдером, а когда такая должность освободилась в ОАО «Поляны», в декабре 2015-го вернулась туда. И я не пожалела ни одного дня, что в свое время прислушалась ко мнению папы. Эта работа мне абсолютно подходит, несмотря на ее издержки. Плюс ко всему и техника шагнула далеко вперед. Нам в помощь электронный тахеометр и удобная, интересная программа.
— Как складываются Ваши отношения с руководителем Татьяной Ивановной Кныш?
— Мне нравится Татьяна Ивановна как руководитель, работать с ней комфортно. Она очень справедливая и заботится о нас. Ориентируется на прогнозы погоды, старается подгадать, чтобы полевые работы не выпадали на сильные морозы или дождь. Ведь она на себе испытала, каково это, когда зимой на съемках подолгу стоишь без движения и пальцы замерзают так, что уже их не чувствуешь, всё тело трясет, или когда в слякоть идешь пешком по щиколотку в грязи. Таких руководителей, как Татьяна Ивановна, нужно еще поискать — это человек понимающий, воспитанный, тактичный. Все замечания сотрудникам она делает только наедине, в личном разговоре.
— Планируете ли получить высшее образование?
— Уже получаю — учусь на геолога в Томском политехническом университете, потому что планирую строить свою карьеру. Изначально хотела поступить на маркшейдера, но передумала, ведь такое образование у меня уже есть. Я увлекаюсь минералогией, и мне как-то Дина Павловна Глушаева сказала: «А не хотела бы ты выучиться на геолога?» И я согласилась с ней. Это, конечно, сложная наука. Как и маркшейдерию, далеко не каждому под силу ее освоить. Надо иметь развитое пространственное мышление. Одно дело — смотреть на картинке, как залегает угольный пласт, и совсем другое — представлять его 3D-модель у себя в голове.
— Недавно в Вашей жизни произошло волнующее знаменательное событие…
— Да, в июле этого года я вышла замуж, у нас с Алексеем была свадьба. Мой супруг тоже учится на геолога в том же вузе, но, в отличие от меня, по специфике своей профессии – он работает вахтовым методом в нефтепромысле линейным трубоукладчиком, а я изучаю геологию полезных ископаемых.
— Расскажите о Ваших увлечениях в свободное время.
— Когда я училась в школе, занималась восточными танцами. Сейчас мне неудобно ездить на Красный Камень, поэтому хожу на зумбу — это танцевальная фитнес-программа на основе популярных латиноамериканских ритмов. Люблю иностранные языки. Хочу выучить китайский, жаль, что в Киселевске его не преподают. В 2013-м я посещала курсы, проходившие в Прокопьевске. Было очень увлекательно, и преподаватель доступно рассказывала, как произошел тот или иной иероглиф, объясняла нюансы произношения, ведь китайский язык — тональный: от изменения высоты звука может поменяться смысл сказанного. Одно из моих любимых занятий, как я уже упоминала — коллекционирование минералов. Особенно нравятся аметисты, кварцы, агаты, пирит. Я часто рассматриваю кристаллы и восхищаюсь, как смогла природа, не имея никаких инструментов, создать такое совершенство форм!
— В Вашей профессии важно иметь крепкое здоровье. Как Вы его поддерживаете?
— Я крепким здоровьем, к сожалению, не обладаю. Поэтому поддерживаю организм, употребляя витамины и благодаря физической активности. Принимаю меры при первых признаках болезни, стараюсь не запускать. В холодную погоду на продолжительных съемках договариваемся с коллегами, сменяем друг друга. Несмотря ни на что, в данный момент мне интересно работать именно в угледобывающей сфере. Возможно, когда-то в будущем захочу стать преподавателем в колледже, университете. Но на сегодняшний день я хочу реализовать свой потенциал в маркшейдерии, горном деле.
«Киселевские вести» в честь 70-летия Дня шахтера от души желают смелым, отважным, выносливым леди — штурманам горных работ — и всем, кто посвятил себя сложнейшим профессиям геолога, маркшейдера, отличного здоровья, любви, исполнения заветных мечтаний! Пусть каждый день Вашей жизни приносит много радости, а труд — успех и достаток!
Беседовала Елена ГАЗИНА.
Фото автора и Марии Отставных