Наше прошлое — это лишь образы в памяти. Но, увы, многие из них причиняют страдания и разочарования. Так почему бы не заменить их другими, по своему вкусу? Надеть броню на собственную душу, запретить ей чувствовать, чтобы никогда не испытывать боль? Посмотрев спектакль «Блюз одинокой бабочки», понимаешь, что такие игры с внутренним миром не проходят…
11 февраля 2016 г. на сцене ККЗ «Россия» актеры Московского независимого театра представили психологическую драму по пьесе итальянского писателя и сценариста Альдо Николаи «Бабочка… бабочка». Главную роль исполняла заслуженная артистка РСФСР Наталья Владимировна Варлей.
Сюжет незамысловатый. В квартиру к одинокой женщине однажды постучался незнакомый молодой человек, который оказался ее сыном, оставленным после рождения в доме малютки. Но постановка требует внимания к каждому слову, интонациям, жестам, музыкальному сопровождению, сосредоточенности на деталях. И тогда зритель открывает для себя глубокий смысл.
Черно-белый интерьер, словно контраст мечты и реальности, на переднем плане — пустые подвешенные портретные рамы — символ воображаемого мирка стареющей дамы. Неумолимо подходит время подводить итог прожитым годам. И она неустанно фантазирует, что, когда была молода, нефтепромышленники, принцы, магараджи, бароны, военные министры осыпали ее розами, драгоценностями, носили на руках. Кавалеры сходили по ней с ума, а она изменяла каждому — без угрызений совести.
«Я создала мир из прекрасных воспоминаний»! — восклицает Анна. Кстати, на протяжении всего действия имя героини упоминается всего лишь один раз — из ее же уст. Ведь обратиться по имени к ней по сути некому. Женщина мечется по комнате в атласной малиновой накидке, которая разлетается, словно крылья бабочки. Всегда наготове угощения, напитки для гостей. Напряженно ждет телефонного звонка, стука в дверь, но никто так и не приходит. Анна цепляется за равнодушную домработницу Феклу, не отпуская ее ни на минуту — поговорить больше и не с кем.
Даже не спросив имени и цели визита, она не задумываясь поселяет в своем доме продавца электрощетки (как впоследствии выяснилось — своего же сына), отводя ему роль разговаривать с ней с ночи до утра. Потому что уснуть Анна не может — одолевают кошмары и леденящий страх смерти.
Настораживает: так уж ли вычурно красива была ее жизнь? Что же она обезболивает успокоительными каплями, заглушает блюзовыми мелодиями прошлых лет, походами по маникюршам-парикмахершам-модисткам?
Пустота в душе заполняется непрерывающимся монологом Анны, которая не дает и слова вставить своим собеседникам. Только не пауза, только не тишина!
Карты раскрываются во втором акте. Всё оказывается фальшью: в соседней комнате умер вовсе не отец Анны, а глухой старик-сожитель, подобранный на улице, от которого она долго терпела побои и оскорбления.
Анна предпочла забыть тот факт, что 29 лет назад она родила мальчика от мужчины, единственного, кто ее любил. Этот человек был мечтателем, но потерявшим веру в жизнь, с оголенными, как провода, нервами, живущим на грани нищеты.
«Я надела на себя броню. Здесь… (указывает себе на сердце) железо в два пальца толщиной. Я заставила себя прекратить страдать… забыть о нищете, голоде и унижениях. Обо всем том, о чем мне было больно вспоминать. Мне удалось построить собственную жизнь такой, о какой я мечтала…»
Слишком долго отрицались, подавлялись тяжелые переживания. Но от этого они не исчезли, а лишь отправились в «тень». От того и так страшно было наедине с собой.
Когда сын, разрушив иллюзии матери, мстительно бросает ее наедине с горькой правдой, Фекла уговаривает Анну завещать ей квартиру и помогает хозяйке «уснуть», налив неизвестной настойки…
Увы, ложные ценности, выборы и ориентиры часто приводят к трагической развязке…
Эмоциональный накал был очень сильным и большинство зрителей не остались равнодушны. Проблемы одиночества, вытеснения душевной боли, взаимоотношений детей и родителей, смысла бытия всегда актуальны и волнуют многих из нас.
«Сегодня я весь день думала об этой постановке — интересной, интригующей, — поделилась киселевчанка Людмила Дмитриевна Жукова, побывавшая на спектакле, — очень довольна игрой актеров, а главное — есть о чем поразмышлять. Вы же заметили, как тихо было в полном зрительном зале. Люди завороженно ловили каждое слово. У меня сложилось свое мнение о персонажах. К таким женщинам, как Анна, я отношусь отрицательно: детей бросать нельзя. Неприятный осадок остался. Но в целом впечатление хорошее, особенно от исполнительского мастерства несравненной Натальи Варлей! Почаще бы к нам приезжали знаменитые артисты и радовали своим творчеством!»
Елена ГАЗИНА.
Фото автора и ККЗ «Россия».