Когда речь заходит о прощении, наверняка у многих людей в связи с этим возникает внутреннее сопротивление. Если я прощаю, не означает ли это, что я тем самым позволяю обращаться с собой как угодно? Не пойдет ли это во вред? Как вообще можно забыть причиненную боль, особенно, если конфликт был серьезным? О том, какое оно — истинное прощение — и его роли в нашей жизни мы побеседовали с иереем Сергием Панченко — священнослужителем Храма Иконы Божией Матери «Скоропослушница».
— Отец Сергий, для чего вообще прощать другого человека, с точки зрения православия? В чем его смысл? «…Любите врагов Ваших, благотворите ненавидящим Вас, благословляйте проклинающих Вас и молитесь за обижающих Вас» (Лк. 6:27-28) – казалось бы, зачем любить тех, кто тебя ненавидит, обижает? И не противоестественно ли это?
— На мой взгляд, корень правильного отношения к поставленным Вами вопросам скрывается в верном понимании проблемы добра и зла. Что есть добро и что есть зло? Каково их происхождение? Если Бог не сотворил зла, то почему многие из нас так плохо живут? Почему гибнут люди? Преступность, насилие и прочие беззакония — откуда все это? И т.д и т.п. То есть за всеми этими вопросами слышится упрек, адресованный Богу: «Господи, Ты заповедовал нам любить и прощать врагов, но как мы можем полюбить тех, кто причиняет нам зло?» Упрек в невозможности исполнения заповеди — это упрек к Автору заповеди, т.е. к Богу. Но Бог не является источником зла. Господь дает нам заповеди, чтобы мы свою греховную природу могли исправить и соответствовать замыслу Божию. У человека есть свобода воли, и он может выбрать как путь греха, так и добродетели. А зло победить злом невозможно — это очевидно. И весь наш христианский подвиг состоит в том, чтобы найти в себе добро, свою душу очистить и научиться сопротивляться злым влияниям.
— В чем вред обиды для человека?
— Обиды похожи на камни, который человек в себе носит. И с годами они копятся, и жить с ними становится всё тяжелее, можно даже заболеть. Бывает, мы внешне стараемся не выражать эмоций, но о том, что творится у нас внутри, знаем только мы и Бог. Поэтому не только за дела и поступки — даже за злые мысли, недобрые пожелания мы должны просить друг у друга прощения. Да, согласен, когда с нами поступают плохо, несправедливо, это такая заноза в сердце! Враз взять и простить — это невероятно трудно. Но очень важно шаг за шагом внутри себя обретать мир и покой. Надо помнить, что обида влечет за собой гнев — огонь в душе, который горит и прожигает ее.
— Многие люди не прощают, так как опасаются, что это раззадорит обидчика и спровоцирует еще большую агрессию. Означает ли, что, прощая, человек не должен защищать, отстаивать себя, обращаться в полицию, в суд, когда посягают на его права, имущество, причиняют ему страдания?
— Конечно же, зло нужно пресекать, для того, чтобы оно не распространялось и не развращало самих злодеев и людей, их окружающих, и не допустить беззакония. Есть такой принцип (еще с советских времен): «безнаказанность порождает безответственность». Поэтому нет никакого греха в том, если человек обращается за защитой своих нарушенных прав, а государство, правоохранительные органы его защищают. Христианское прощение — это не всепрощение и не безнаказанность. В связи с чем хотелось бы также выделить еще одну грань в этом вопросе. Прощение с точки зрения Священного Писания и заповедей Божиих – это категория прежде всего духовная. Обиды, желание возмездия, чувство вины — что это, как не внутренние, духовные переживания человека? Христос как раз и принес на землю, прежде всего, понимание ценности в очах Божьих именно внутреннего, духовного состояния человека. Понимание превосходства внутреннего над внешним. «Очистите прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:26). «Сыне, даждь ми сердце твое…» (Притч. 23:26) — говорит Господь. И еще: «Из сердца человеческого исходят злые помыслы…» (Мк.7:21) «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит…» (Пс. 50:19) «Блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят…» (Мф.5:8) Продолжать можно до бесконечности. Все Новозаветные заповеди, в отличие от Ветхозаветных, носят прежде всего духовный характер и направлены к очищению мыслей, чувств, сердечных расположений человека. В этом смысле исполнение заповеди о прощении, как и любая другая христианская добродетель, помогает человеку приблизиться к Богу. «Царство Божие внутрь Вас есть…» (Лк. 17:21) Вот для достижения этого Царства Божьего и дана человеку заповедь о прощении, конечно, если человек имеет веру и желает Его достичь. Но не только ввиду перспективы вечной жизни или духовных благ человеку нужно прощение — оно дает ему и в нынешнем веке ощутительную пользу. «Блаженны миротворцы…» — сказал Господь. Человек, умеющий прощать и просить прощения, умиротворяет вокруг себя весь ход своей жизни, вокруг него все тихо, мирно и спокойно. Заповедь о прощении высока, и для того, чтобы постигнуть ее, нужен труд. Отцы святые (в частности, Авва Дорофей в одном из своих поучений) говорят, чтобы мы не ужасались высотою заповеди о любви, но шаг за шагом старались приблизиться к ней. Начать можно с того, чтобы не делать зла своему недругу. Потом постараться не думать о нем плохо. Потом постараться думать о нем хорошо, зная, что и ты от того же врага искушаешься и в любой момент можешь так же согрешить, как и он. Потом постараться пожелать ему добра, и так постепенно можно достигнуть и вершины добродетели — Любви к ближнему своему.
— У кого в Прощеное воскресенье нужно испрашивать прощения и как? Не секрет, что для многих людей этот день – просто своего рода хорошая традиция: «Прости меня!» — «Бог простит, и я прощаю! И ты меня прости».
— Православное Прощеное воскресенье есть, конечно, в некотором смысле предусмотренный церковным уставом обряд, т.е. некая формальность, которую необходимо соблюсти, но это, опять же, зависит от внутреннего восприятия и расположения каждого человека. Среди прихожан, да что я говорю — и среди священнослужителей разное бывает, все мы люди и от одного врага искушаемся. Поэтому нам всегда есть о чем попросить друг у друга прощения, хоть внешне это может выглядеть и не так. В книге Виктора Николаева «Живый в помощи» я прочел такую историю. Дело было в Афгане, во время войны, наши бойцы попали в окружение и готовились к неминуемой гибели, так как «духов» было в разы больше. И тогда ребята начали друг с другом прощаться и просить прощения. И произошло чудо: «духи» прошли почти по их головам, но прошли мимо, не заметили их. Вот так же и мы, православные, вступая в поприще поста, вступая в брань духовную с грехом, просим друг у друга прощения, чтобы с легким и чистым сердцем идти и стремиться к добру и против зла. Христианское прощение — это не всепрощение и не безнаказанность. Прощение с точки зрения Священного Писания и заповедей Божиих – это категория прежде всего духовная.
Прощать — это вовсе не значит, что Вы обязаны дружить с обидчиком или восстановить с ним отношения, допускать вседозволенность. Истинный смысл прощения — в обретении мудрости, освобождении своей души и мыcлей от злобы, гнева, гордыни, желания покарать, от изнуряющего бесконечного внутреннего диалога с человеком. Все эти чувства мы вольны транcформировать, хотя бы по прошествии времени, и наполнить свое сердце любовью — к себе и миру. Недаром же говорят о том, что в другом человеке нас чаще всего раздражает то, что мы никак не хотим принять в себе. Нередко в повседневной жизни создаются такие ситуации, когда люди невольно, порой без дурного умысла, обнажают наши застарелые травмы, ложные убеждения, которые, как правило, формируются еще в детстве и уже давно «просрочены». «Недодали», «недокупили», «недолюбили» либо любили брата или сестру «больше», а я, наверное, «хуже»… Сколько взрослых людей из-за претензий к родителям на уровне чувств и эмоций так и остаются в детском возрасте! Каждый наступивший день преподает нам новые важные духовные уроки, помогает познать себя и стать лучше. И прощение способно поднять нас к вершинам добродетели.
Елена ГАЗИНА.
Фото автора.