ГОРОД ЯБЛОК… АВТОСТОПЕРОВ, МЕТРО, ВЕЛОСИПЕДОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ
Однажды автора этих строк знакомый пригласил на дачу в Александровку, чтобы отведать первых зрелых яблок, срывая их прямо с веток. Вынужден был отказаться. Товарищ поначалу немного обиделся, но, услышав то, что я пару последних недель отпуска провёл в Алматы, где различные сорта яблок пробовал, что называется, на завтрак, обед и ужин, понял меня и улыбнулся. «Расскажи, как живут на юге Казахстана, почему ты говоришь, что был в Алматы, а не в Алма-Ате, и вообще, что там изменилось за те годы, которые ты провел в Киселевске», — попросил он меня. Я начал говорить, и наша беседа длилась почти час. Прощаясь со мной, знакомый протянул мне… диктофон. Оказывается, он включил его в самом начале разговора. «Если ты перенесёшь свои слова на бумагу, что-нибудь добавишь, может получиться полезный материал не только для меня, но и для других киселевчан. Я точно знаю, что многие из них часто выезжают в Казахстан: кто к родственникам в гости, кто просто отдохнуть». Я так и поступил. В итоге написал несколько статей, которые, надеюсь, будут интересны и познавательны нашим читателям.
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Отправиться в город, где я прожил более 30 лет и где по-прежнему живут моя мама и множество друзей, я решил на поезде. Оптимальным по срокам стал состав «Новокузнецк – Ташкент». Определённые опасения вызывал тот факт, что за его формирование отвечали узбекские железные дороги. Ещё свежи в памяти мои поездки в конце 90-х — начале 2000-х годов, когда вагоны были настолько переполнены людьми и тюками с различным скарбом, что дышать было нечем. О чистоте и комфорте не шло и речи. Если в купе открывалась форточка – было уже хорошо. Проводники-узбеки (исключительно мужчины) раздавали влажное постельное бельё, которое менялось на сухое только после дополнительной оплаты. Как само собой разумеющееся, они занимали для непонятных баулов малейшее пространство на любых багажных полках. Практически на каждой остановке пускали по вагонам торговцев, бесцеремонно ломившихся в купе даже среди ночи.
Но годы идут, многое меняется, и отрадно, что в лучшую сторону. К чистоте вагонов, постельному белью, работе форточек в поездке претензий не возникло. Никто не пытался поставить сумки рядом с моим багажом. Проводники были опрятны и вежливы. Не успел состав тронуться, как мне сразу же предложили большую тарелку узбекского плова прямо из вагона-ресторана с доставкой непосредственно в купе (цена – 150 рублей). Отказываться не стал, во вкусе блюда не разочаровался. На следующие полтора суток (именно столько идёт поезд из Киселевска в Алматы, причём 5 часов из этого времени занимает таможенный и паспортный контроль при пересечении границы России и Казахстана) меня называли исключительно «уважаемый» и периодически предлагали всякие яства – от чебуреков и самсы на завтрак до лагмана и бешбармака на обед и ужин. Что касается надоедливых торговцев – здесь ничего не изменилось. Еда, напитки, сувениры, газеты, журналы – арсенал и методика их «впихивания» потенциальным покупателям остались прежними. Ничего из этого принципиально брать не стал и ранним утром с хорошим самочувствием и настроением вышел на перрон вокзала «Алматы-1».
КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
Алматы раскинулся у подножия гор Заилийского Алатау на юго-востоке Казахстана, у северного хребта Тянь-Шаня. Город возвышается от 600 м до 1650 м над уровнем моря. Здесь преобладает резко континентальный климат, когда температура воздуха стремительно изменяется не только в течение года, но и на протяжении дня. На месте нынешнего города уже в позднем средневековье была стоянка монгольских и тюркских кочевников. Тогда она имела имя Алмату.
Новая история берет свое начало в 1854 году, когда на месте поселения казахских кочевников Алматы, что в переводе означает «яблоневый», было сооружено русское военное укрепление – Заилинское, переименованное позже в форт и город Верный.
В 1921 году городу было дано название Алма-Ата. Его дословно можно перевести как «Яблоко-Дед», потому что «алма» на казахском – «яблоко». В советских изданиях имя города переводили более лирично – «Отец Яблок». Яблоневые сады простирались раньше по всему городу, да и сейчас яблоки здесь далеко не редкость. Существует мнение, что местность Алматы является местом рождения яблок на Земле. Среди казахов бытует легенда, что райский сад находился где-то на месте верхнего города. Именно там Ева сорвала запретный плод. С 1993 года на русском и казахском языках город стали официально называть Алматы. Сейчас именно это название является верным. До 1997 года Алматы был столицей Казахстана. Сегодня город неофициально называют южной столицей страны – это научный, политический, культурный, исторический, производственный и финансово-экономический центр.
ТАКСИ. «МОТОР»
Добираться от вокзала до центра города можно разными способами. Самый дорогой – вызвать такси. Служб такси в Алматы – полным-полно, но цены высокие. Тариф на проезд до 5 км – 900 тенге. По курсу на сегодняшний день – это примерно 165 рублей. Свыше 5 км – 140 тенге за километр (26 рублей). Плюс столько же оплачивается посадка. Нетрудно подсчитать. Если расстояние от вокзала до дома моей мамы – 25 км, то поездка на такси мне обошлась бы почти в 700 рублей. Если согласишься сесть в машину с привокзальным «бомбилой» – готовься выложить, как минимум, 1000 рублей. Однако можно отойти с сумкой буквально метров на 300-400 от вокзала, встать на обочине и просто поднять руку. Попутки – самый популярный, если можно так назвать, вид транспорта. Алматы — это город автостоперов. Пешеходы не против проехать часть пути на авто, нежели идти пешком, а водители только рады. Ведь для них это — самый лёгкий способ заработка. Ну а почему бы не подвезти, если вам по пути? Да ещё и получить деньги. Это ж мечта! А как удобно! Поездка на попутке обходится дешевле, чем на такси, порой более чем в два раза.
Объёмного багажа у меня с собой не было, я отошёл от вокзала метров на 300 и поймал «мотор», который довёз меня до места назначения за… 250 рублей. При этом водитель (женщина) очень благодарила меня за то, что смогла заполучить клиента, следуя на работу! Впрочем, используя такой транспорт, нужно всё же быть острожным. Ночью лучше обращаться в службы такси, а добираться на попутках — когда солнце ещё не закатилось за линию горизонта.
ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ
Встретившись с мамой, немного отдохнув с дороги, я решил проведать одного из своих друзей. Ехать к нему (километров 30) решил на метро и автобусе. С 2016 года в Алматы для проезда на автобусах, трамваях, троллейбусах и метро введены электронные карточки «Ойнай», баланс которых можно пополнять через терминал или онлайн-банк. Они стоят 400 тенге (порядка 75 рублей). Цена поездок в автобусах, трамваях, троллейбусах и метро — 80 тенге (15 рублей). Пенсионеры (при предъявлении удостоверения в случае контроля на линии) оплачивают полцены. Выйдя из дома, я направился к расположенной неподалёку станции метро. Часы работы метро — с 6:20 до 23:30 по местному времени. В автомате за монеты получил круглый жёлтый жетон (кстати, тут же прочитал, что детям до 7 лет — проезд бесплатный).
На станции при входе помимо традиционной рамки металлодетектора находился и аппарат, сродни проверке ручной клади в аэропорту. Дежурный полицейский вежливо попросил поставить на ро лики мою сумочку, посмотрел в монитор, после чего даже пожелал счастливого пути. В вагоне метро было чисто и прохладно. Работало большое количество мониторов-телевизоров, а на некоторых табличках я прочитал, что сиденья с подогревом, поэтому зимой ездить в метро — особое удовольствие. Информация об остановках произносилась на трёх языках – казахском, русском и английском. В Алматинском метро всего 9 станций. Времени у меня было много, и я за какие-то 30 минут проехал их все. Каждая оказалась красивой по-своему. Причём удивило, что на перрон в метро допускались даже подростки на велосипедах! Выйдя на нужной станции, направился к автобусной остановке. Проезд в наземном транспорте в Алматы оплачивается либо по карте «Ойнай», которую фиксируют, прислоняя к специальному аппарату, либо через валидатор — обычно это большой ящик, привинченный к полу, куда нужно кидать монетки. А он взамен выдает билетик. Поэтому, если Вы собираетесь пользоваться автобусами для проезда по городу, запаситесь лучше мелочью. Впрочем, большинство водителей охотно принимают наличность, если у пассажира не оказалось денег на карте или таковой нет вообще. Маршруток на территории Алматы нет. Их все вынесли за пределы города, заменив автобусами. Если Вам нужно ехать куда-нибудь в пригород, то там с маршрутками и познакомитесь (а также с кондукторами и отрывными билетами, зачастую простыми бумажками с подписью).
В ходе поездки на автобусе поразило то, с какой готовностью молодые (и даже не совсем молодые) люди уступали место пожилым пассажирам и пассажирам с детьми. Впоследствии я убедился, что мой рейс не был исключением. Вежливость и почтение к старшим по возрасту – это у алмаатинцев (вне зависимости от национальности) в крови – такое воспитание. За две недели в Алматы я много раз пользовался общественным транспортом, но не услышал ни одного бранного слова, не говоря уже о нетрезвых пассажирах или появлении людей в неопрятном виде! Таковых полиция, по словам местных жителей, снимает с рейса в течение максимум 5 минут. Причём информируют представителей правоохранительных органов преимущественно сами пассажиры по мобильным телефонам. Мой друг встретил меня на остановке. Рядом с ним стоял солидный велосипед.
— Здорово, что у тебя небольшая сумка. Крутить педали сможешь?
— Конечно.
— Тогда пойдём. У нас тут теперь можно почти весь город бесплатно на велосипеде, взятом напрокат, проехать.
— Как так, бесплатно?
— Точно, сам убедишься в этом, да и аппетит перед ужином «накатаешь».
Я с изумлением направился вместе с ним к стоянке… велосипедов. Через несколько минут я уже был в седле. Классная идея, воплощённая в жизнь!
До места назначения мы доехали минут за 15. «Железных коней» поставили на расположенную неподалёку велостанцию. Пока минут семь шли до дома друга пешком, он рассказал о завоевавшем большую популярность среди алмаатинцев проекте под названием «Almaty Bike».
— Первые велостанции появились у нас в прошлом году благодаря инициативе Фонда национального благосостояния «Самрук — Казына» и акимата (администрации — прим. автора) города Алматы. Во всех СМИ отмечали, что цель проекта — пропаганда здорового образа жизни, улучшение экологии, предоставление жителям и туристам доступного транспорта для передвижения. Поначалу многие отнеслись к идее скептически, но сейчас, когда первый из трёх этапов реализации проекта уже завершён, можно сказать, что он успешно функционирует. В городе работает около 80 автоматических велостанций, и это число постоянно растёт. Планируется, что к концу следующего года их будет около 300, а это почти 2500 велосипедов. Любой человек может зарегистрироваться в системе, загрузив деньги на свой аккаунт. Сначала в офисе проекта, предъявив удостоверение личности или паспорт, надо купить специальную клубную карту. Платишь залоговые 1000 тенге (около 200 рублей) и вносишь на неё любую сумму (минимально следует иметь 100 рублей — прим. автора). Кстати, если ты сохраняешь карту в надлежащем виде, то можешь вернуть её в офис и получить залоговые деньги назад. Некоторые туристы так и делают. С картой подходишь к приглянувшемуся тебе велосипеду, нажимаешь кнопку ОК на его панели, затем выбираешь способ оплаты – либо по карте, либо по СМС-коду, если забыл карточку, но с собой мобильный телефон. Первые 30 минут аренды — бесплатно. Прокат с получаса до часа — 100 тенге (около 20 рублей). Дальше по возрастающей. Вот и получается, что многие берут велосипед, двигаются от станции к станции минут по 20-25, меняют его на другой и добираются до нужного места, сэкономив свои деньги. В основном так делают местные ребятишки, которые в полном восторге от возможности немного покататься. Можно, конечно, купить абонемент на полгода или на год (на год – 10000 тенге – около 2000 рублей, для студентов и пенсионеров существует система скидок – прим. автора) и потихоньку списывать сумму с баланса – это когда тебе надо доехать туда, где пока нет велостанций. Их действие, кстати, не требует подключения к городским коммуникациям, так как они работают от солнечной энергии. Сами велосипеды — очень качественные и стильные, выполнены из хромированной стали, которая используется в авиапромышленности, при этом я бы не сказал, что они тяжелые.
Газеты писали, что каждый весит 24 кг и оснащен антивандальной системой. Каждая деталь абсолютно индивидуальна, не подходит на другие модели, а также спустя 24 часа аренды колеса блокируются, поэтому желательно возвращать велосипед на станцию вовремя.
За интересной информацией время прогулки пролетело незаметно. Буквально через 15 минут я уже сидел за столом со всевозможными национальными блюдами: баурсаки (жареные казахские пончики из пресного или дрожжевого теста), бешбармак (отварное мясо баранины с лапшой в виде ромбиков, политых соусом, с луком), казы (колбаса из конины в натуральной оболочке). После столь сытного ужина, завершившегося обязательным чаем с молоком, мы решили прогуляться в Центральном парке культуры и отдыха (бывшем парке им. Максима Горького). Для меня он, в первую очередь, ассоциируется с детством. Этот парк по праву занимает первое место по посещаемости в Алматы. На его территории расположены всевозможные аттракционы, детская железная дорога, зимний и летний аквапарки, дельфинарий, динопарк, спортивные и концертные площадки, станции проката лодок и катамаранов, разнообразные кафе. В воздухе царит непередаваемый аромат цветов, смешанный с дымком от шашлыков и жареной картошки, которую здесь делают в виде спирали на деревянных палочках. В общем, всем, кто решит приехать в южную столицу Казахстана, особенно с детьми, я рекомендую посетить Центральный парк культуры и отдыха (вход для всех бесплатный). Если учесть, что он граничит с местным зоопарком, на это у вас уйдёт практически целый день.
О зоопарке стоит сказать особо. В этом году ему исполнилось 80 лет. На сегодняшний день в его коллекции 310 видов и 2781 экземпляр животных. Пенсионеры, инвалиды всех групп, военнослужащие срочной службы и дети до 5 лет могут посмотреть на них бесплатно. Цены для других категорий граждан вполне приемлемы: детский билет – 200 тенге (около 40 рублей), взрослый – 700 тенге (около 140 рублей). К сожалению, времени на посещение зоопарка в этот день у меня уже не оказалось.
Следующие 10 дней в Алматы были очень насыщенными. Мне удалось побывать на всемирно известном высокогорном комплексе для зимних видов спорта «Медео», расположенном на высоте 1692 метра над уровнем моря, где я поднялся на селезащитную плотину по лестнице из 842 ступеней. Я посетил горнолыжный курорт «Шымбулак», прокатившись на великолепной канатной дороге. Кроме того, прогулялся по аллее влюблённых и сфотографировал единственный в Казахстане памятник группе «The Beatles» в парке на горе КокТобе, откуда открывается изумительный вид на город. Съездил с друзьями на форелевое хозяйство, где выловленные собственноручно трофеи, благодаря мастерству местных поваров, превратились в аппетитные блюда. Искупался в Капчагайском водохранилище…
Конечно, можно было бы ещё побывать на Большом Алматинском озере, расположенном в ущелье на высоте 2450 метров над уровнем моря и полностью окруженном горными вершинами, погулять в Ботаническом саду, сходить в театры, коих в Алматы много, но отпуск, к сожалению, не бесконечен.
Когда я вернулся в Киселевск, у меня остались прекрасные воспоминания. Надеюсь, что и у наших читателей, решивших отдохнуть на юге Казахстана, впечатления будут позитивными и незабываемыми.
Родион ТИТАРЕНКО.
Фото автора.