Традиции — важная часть семейных ценностей, которые укрепляют родственные отношения. Подобно реликвии, может передаваться из поколения в поколение и общее дело. Так и создаются славные трудовые династии. Об одной из них нам недавно посчастливилось узнать.
Для киселевчанки Лидии Николаевны Ащеуловой и многих ее родных людей выбор профессий угольной отрасли – семейная традиция. А предприятиями, с которыми представители династии чаще всего связывали свою судьбу, стали шахты №5, №4-6, после их объединения — шахта «Краснокаменская», а в дальнейшем и АО «Поляны».
Как рассказала Лидия Николаевна, в военные годы ее отца из деревни Николаевки Новосибирской области направили работать в Киселевск, на шахту №5.
В 1948-м Дмитрий Андреевич Голубев перевез в наш город жену, семилетнего сына Вову и трехлетнюю дочку Лиду. Здесь и обосновались, в Киселевске у супругов родилось еще трое детей: Леша, Коля и Галя.
Четверть века трудился в проходке глава семьи, с 5-й шахты в 50 лет вышел на пенсию, гордился присвоенным званием «Почетный шахтер» и другими наградами, прожил почти 98 лет!
По отцовским стопам пошли сыновья: у Владимира – 42 года стажа на «Краснокаменской», у Алексея – 36 лет, у Николая – 38 лет. Лидия Николаевна удивила тем, что и ее снохи, жены братьев, на той же шахте работали.
Муж, Александр Андреевич Ащеулов, по профессии подземный электрослесарь, посвятил предприятию 34 года, был удостоен звания «Почетный работник угольной промышленности».
О братьях Владимире, Николае и супруге киселевчанка хранит добрую память.
Александр Андреевич и Лидия Николаевна шли по жизни рука об руку 53 года, воспитали двух дочерей. Старшая Наталья работает в АО «Поляны» мастером ОТК (ее муж – горняк с солидным стажем, сейчас на пенсии), а Ольга — в химлаборатории обогатительной фабрики шахты №12. Из четырех внуков девчата — Екатерина и Яна, окончили институт углеобогащения, обе работают в химлаборатории на разрезе «Березовский».
Вот так «черное золото» объединяет семью!
Сама Лидия Николаевна росла с трех лет в районе Афонино. Когда пришло время определиться с будущей профессией, поступила в швейное училище города Прокопьевска. Училась три года на мастера-закройщика мужской верхней одежды. Немного поработала в ателье, затем в 1967 году трудоустроилась в Киселевский швейный цех №3 Беловской швейной фабрики швеей-мотористкой. В том же году и замуж вышла за Александра Андреевича, в 1970-м родила дочку Наташу. Совмещала семейные заботы с успешной работой. На предприятии получала грамоты, премии. В 1976 году она стала участницей Всекузбасского слета победителей социалистического соревнования в честь XXV съезда КПСС. «Меня должны были и в Москву отправить, а я была беременна Олюшкой на позднем сроке — в столицу поехала другая женщина», — говорит Лидия Николаевна.
С двумя маленькими детьми всё успевать стало уже сложнее. Первая смена в швейном цехе начиналась с 7:30, чуть свет надо было спешить на автобус, чтобы добраться из района Афонино в центр города. Было жаль расставаться с любимым коллективом, но пришлось. Молодая мама решилась кардинально сменить отрасль — легкую промышленность на горнодобывающую, отдав предпочтение шахте «Краснокаменская».
Новой профессии пробоотборщика Лидия Николаевна обучалась на курсах. Многое предстояло усвоить: характеристики разных марок угля, методы отбора и подготовки проб для лабораторных испытаний согласно ГОСТу и массу другой информации. Как призналась наша собеседница, перед экзаменом очень волновалась, но сдала его на отлично.
На «Краснокаменской» Лидии Ащеуловой понравилось: предприятие рядом с домом, девчата-коллеги тепло встретили, первое время помогали, подсказывали.
Как вспоминает ветеран труда свою работу: в любую погоду вручную отбирали точечные пробы угля, в основном погруженного в железнодорожные вагоны, а также поступавшего с шахты и участков открытых горных работ. Затем пробы разделывали так, чтобы они стали пригодными для лабораторного анализа.
Требования нормативных документов необходимо было соблюдать строго, ведь от правильности отбора проб зависит объективность исследования качества и потребительской ценности твердого топлива.
Физическая выносливость работников тоже имела важное значение.
Трудилась Лидия Николаевна хорошо, получала поощрения, а в 1986 году ей было присвоено звание «Лучший по профессии»!
На пенсию вышла в 50 лет, а рассчиталась с шахты только в 2006 году, в возрасте 62 лет. Скучала по дружному коллективу, к которому прикипела душой. Проходила мимо предприятия — и ностальгия охватывала. Но постепенно привыкла к заслуженному отдыху. Тем более, хлопот по хозяйству в своем доме всегда хватало, особенно в саду и на грядках. Вместе с мужем урожаем овощей обеспечивали и себя, и детей. На земельном участке росли слива, вишня, дуб, черноплодная рябина, яблоня, малина, смородина, виктория…
Четвертый год Лидия Ащеулова после переселения живет в квартире. В радость — общение с самыми родными людьми. И с предприятием связь не теряется. Лидия Николаевна благодарна Совету ветеранов шахты «Краснокаменская» и АО «Поляны» за то, что на протяжении многих лет помнят о старшем поколении горняков, их заслугах, приглашают на праздники, различные мероприятия, вручают премии, подарки. Дороже всего — внимание и возможность встретиться с людьми, ставшими за долгие годы работы одной шахтерской семьей.
Елена ГАЗИНА.
Фото автора.