Мы встречаем уже 79-ю годовщину Великой Победы. К сожалению, всё меньше становится живых свидетелей военных лет. И тем ценнее воспоминания земляков – бывших фронтовиков, тружеников тыла, детей войны. Один из киселевчан, который поделился с нами своей историей, – ветеран шахты «Краснокаменская» (сегодня – АО «Поляны», входит в ГК ТАЛТЭК) Иван Николаевич Рыбалкин.
Родившись на Покров, он стал самым младшим из пятерых детей в простой деревенской семье. На судьбу Ивана Николаевича значительно повлияли ключевые события в истории страны: сначала – годы коллективизации, а потом – война.
Великая Отечественная принесла немало горя в многодетную семью, лишив ребятишек детства. Школьнику Ивану не довелось окончить пятый класс. Продолжать учиться грамоте пришлось только когда второй десяток лет стремился к завершению, в школе рабочей молодежи.
Но больше аттестата зрелости в жизни пригодились уроки отцовской мудрости. Глава семьи давал своим детям наказ: «Честно трудитесь, относитесь к людям с открытой душой и никогда не падайте духом».
Отец всегда был для Ивана Рыбалкина примером во всем. Ветеран и по сей день вспоминает давно ушедших родителей и мысленно благодарит их за то, что они, несмотря на все тяготы, смогли сохранить жизнь всем пятерым своим детям.
Всего полтора года было Ване, когда его отец, не желая участвовать в коллективизации, отверг требования вступить в колхоз. За это Рыбалкины были раскулачены и сосланы в глухое село Нарым в Томской области.
Иван Николаевич из той тяжелой поры уже многого не помнит, но в его память врезался момент уже взрослой, благополучной жизни.
«Однажды я зашел в комнату, где мой пожилой папа смотрел телевизор в темноте. Я включил свет и увидел на глазах отца слезы. Спросил: «Что случилось?». А он, видно, вспомнил период ссылки, обнял меня и ответил: «Если бы тогда кто-то сказал мне, что я буду иметь свой теплый дом и телевизор, я бы никогда не поверил в это счастье. Тогда счастьем было прожить день и не умереть», – вспоминает наш собеседник, еле сдерживая слезы.
В Киселевск семья Рыбалкиных приехала, потому что отец завербовался на работу. «Мы стали жить в небольшой землянке, на пять семей. В тесноте, да не в обиде. В сорок первом году в нашей избушке мужиков почти не осталось: тех, кому уже исполнилось 18, на фронт забрали. У моего отца была бронь от мобилизации. А я еще мальчишкой был. Но призвали нашего старшего брата Петра. Домой он так и не вернулся…», – продолжает Иван Николаевич.
Несмотря на все трудности, родители Ивана Рыбалкина старались, чтобы их младшие дети учились грамоте. Но бросить школу Иван все же был вынужден. «Сначала меня освобождали от уроков осенью и весной. Я помогал родителям на полевых работах. Так как мать и отец трудились с утра до вечера, обязанности по прополке, посадке, уборке овощей доверяли нам», – рассказывает ветеран.
Но даже в урожайный год овощные запасы при дефиците других продуктов заканчивались быстро. «До самых заморозков мы ходили по полям, собирали оставшуюся картошку, чтобы тереть ее на терке и печь картофельные блины с отвратительным вкусом», – дополняет Иван Рыбалкин.
Самому встать в трудовой строй Ивану пришлось уже в 12 лет. Его приняли в сапожную артель. Зимой он подшивал валенки, а летом чинил сапоги да калоши. Паренька считали асом в своем деле. Из других городов и деревень ехали к нему на телегах, чтобы подлатать валенки, прохудившиеся за прошедшую зиму.
Сапожное дело стало увлечением для Ивана Рыбалкина на всю жизнь, а профессией – работа горняка.
«В пятьдесят третьем я устроился на шахту № 5. Позже она была объединена с шахтой № 4-6, а затем переименована в «Краснокаменскую». Там и проработал до самого последнего дня своей трудовой биографии», – делится человек, судьба которого тесно переплетена не только с историей Отечества, но и с развитием угледобычи в Кузбассе.
Вспоминая о первом спуске в шахту, Иван Николаевич признается: «Я шел в забой без страха. Прежде отец научил: «Шахты бояться не надо! Она смелых любит, но осторожных. А потому куда попало не лезь и каждый свой шаг наперед угадывай!»
Но предугадать всех жизненных штормов и бурь не получилось. Всякое случалось. Однако Рыбалкин не терял оптимизма и стойкости.
А если было очень трудно, свое плечо подставляла верная спутница жизни Надежда Парфеновна. Вместе супруги Рыбалкины прожили 63 года. Продолжение родителей – сын и дочь, внуки и правнуки. Иван Николаевич старается донести до них наставления своего отца: «Не жить без цели и не уставать трудиться на пути к ней!».
Ни дня без целей не живет и он сам. И каждый прожитый день считает подарком от Бога.
Иван Николаевич по-прежнему любит праздники, приглашать гостей. И 9 Мая – одна из важных дат, когда за столом собираются те, для кого этот человек с широкой душой – любимый дедушка, прадедушка и главный учитель жизненной мудрости.
Маргарита СЕМЕНОВА.