В памяти – труд глубоко под землей

— Крепка шахтерская дружба, и надежней друзей-горняков нет. Работали командой, плечом к плечу, поддерживали друг друга. Когда встречаемся, вспоминаем рабочие будни. И словно проживаешь те далекие дни заново, — говорит почетный шахтер Николай Павлович Андрюков.

КиселевскРодители Николая Павловича с Алтая, и тоже работали на шахте.

­ Давненько это было. Павел Петрович и Лидия Петровна в Киселевск пешком пришли, из села Шумиха. Оба устроились на шахту «4-­6». Отец был машинистом, а мама во фляговой работала. Так что шахта «4­-6», а позже «Краснокаменская», стала нашей семье родной. Сорок лет я там трудился, – рассказывает Николай Павлович.

На шахту он пришел мальчишкой, сразу после школьной десятилетки. В вагонном парке Коля колеса смазывал. В 1967 году его призвали в армию. Три года служил в железнодорожных войсках.

­ Из армии пришел, поехал на Дон к родственникам и оттуда жену привез. С Тамарой вместе почти 52 года, – загорелись глаза киселевчанина.

После армии снова на шахту, электрослесарем, а потом на проходческие курсы. В 1971 году в семье пополнение. Наследник Владимир родился. Он по отцовским стопам пошел, уже на пенсии. В 1980 году родилась дочка Радмила.

­ Очень известное тогда кино было «Табор уходит в небо». Вот и назвали доченьку в честь героини, Радой, – улыбается Николай Павлович.

В 1982 году киселевчанин поступил в горный техникум, выбрал востребованное направление – промышленную разработку угольных месторождений. Днем работал, а вечером учился. Красный диплом за учебу получил!

Николай Павлович трудился в известной бригаде Юрия Павлентьевича Золкина. Вспоминает, как ставили рекорды по проходке. Как работал на участке №5 с начальником Владимиром Ивановичем Кузьминым. В месяц по 700­-800 метров двумя забоями проходили.

Николай Павлович был секретарем комсомольской организации на шахте. Двадцать лет ­ в рядах партии.

­ Горным мастером работал, заместителем начальника участка. И начальником участка был, но только не мое это. Я прямой человек, правду­-матку директору шахты рубил, а ему это не нравилось. На моем участке было 130 человек, и как я мог их обидеть? В общем, недолго в начальниках ходил. Написал заявление – и снова в проходчики. В проходке – тридцать два года, – рассказывает Николай Павлович.

Самой нелюбимой была четвертая смена, с трех часов ночи.

­ Но, когда выйдешь из забоя, увидишь солнышко – настроение появляется. И после мойки взбодришься, когда усталость смоешь. Скорее домой, к семье. Только-­только до подушки, на ходу засыпаешь, – окунулся в прошлое Николай Павлович.

Много чего случалось глубоко под землей. Однажды горняков спасла… крыса. Она вместе с крысятами к шахтерам вышла и стала громко пищать. Мужчины поспешили уйти. Буквально через какие­-то минуты на том месте завал образовался.

В 2004 году Николай Павлович получил в шахте серьезную травму. Большой комок раздавил ногу. Три месяца – в больнице Прокопьевска, год – на реабилитации. Вот так достается горнякам «черное золото».

Совет ветеранов шахты «Краснокаменская», который опекает Группа компаний ТАЛТЭК c 2006 года, о заслуженных людях не забывает. Подарки, концерты, поздравления, теплые встречи… Главное – внимание.

Николай Павлович – заядлый рыбак. Сейчас со здоровьем проблемы, давно не брал удочку в руки.

­ Много где рыбачил, даже на севере. Больше зимняя рыбалка привлекает, чем летняя. На Оби как-­то поймал сазана на 12 килограммов, леща на 3 килограмма. Было время, когда в Чумыше за час ведро сорожки и чабака мог наловить. Удочку из лозы мастерил. В 70­-х годах на моих глазах на Ускате мужик огромную щуку поймал. На плечо ее закинул, а хвост по земле тащился…

Ольга БОББ. Фото автора. 

 

Share this: