Семья — малая церковь и школа любви

8 июля в России отмечался трогательный праздник — День семьи, любви и верности. Семья — это наше самое большое счастье и одновременно источник тревог и переживаний. Это ежедневный кропотливый труд любви, милосердия и принятия. В чем же цель создания семьи с точки зрения православия? Почему возникают серьезные проблемы в супружестве и как с ними справляться? Об этом мы поговорили со священнослужителем храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» иереем Андреем Корневым. Конечно же, Вы вправе с чем-то не согласиться и иметь собственное мнение по этим вопросам. Но, возможно, что-то найдет отклик в Вашей душе, поможет прийти к важным осознаниям.

отец Андрей Корнев— Отец Андрей, почему семью называют малой Церковью? И каков он — образ любви и брака в православном христианстве? Только ли рождение детей — цель семьи?
— По учению святого апостола Павла, Церковь есть тело Христово, живущее Святым Духом. Это «живой организм», состоящий из верующих людей. Союз мужчины и женщины в Священном Писании сравнивается с союзом Христа и Церкви. Так должен любить муж жену, как Христос возлюбил Церковь. Высочайшее духовное предназначение этого союза подтверждается тем, что благодать объединяет двух людей в единую плоть. То же происходит в Церкви, где люди объединяются Духом Святым, Плотью и Кровью Христовыми в единое тело Христово. Поэтому мы и говорим о семье как о малой Церкви. Это союз людей, которые в семье живут благодатью, христианскими идеалами и церковной жизнью. В Церкви есть глава — Христос, а в семье — муж. Причем в этом смысле глава — не тот, кто командует, а тот, кто несет ответственность. И в идеале он заботится о жене и детях, ведет их в нужное русло. «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его…» — это отрывок из послания к Ефесянам, 5, 20-33, который зачитывается священнослужителем во время таинства Венчания. Здесь как раз и описан образ супружества, на который стоит ориентироваться, преодолевая соблазны и искушения, призывая Бога ниспослать благодать семье. В тексте есть и такие слова: «жена да убоится своего мужа». Да, многих женщин эта фраза смущает, поэтому стоит пояснить. Словом «убоится» переводчик Послания св. ап. Павла к Ефесянам на славянский язык передал греч. phobitai, которое имеет несколько смыслов, в том числе — чтить, уважать, заботиться. Славянский глагол «боятися» также содержит эти значения. То есть жена в семье относится к мужу с любовью и преданностью, чтит его.
Члены семьи взаимосвязаны друг с другом, как и органы в теле. Если кому-то плохо, то и другие переживают, пытаются помочь. И радуются тоже вместе. Так же, как и в Церкви есть устав, в семье устанавливаются традиции, правила, порядки, которые укрепляют и сплачивают ее. В православной семье супруги и дети вместе молятся, ходят в храм, а если погрузиться глубже в суть, то главный ее смысл — стремление к любви, ее взращивание. Цель христианского брака — не только рождение детей, а прежде всего — помощь друг другу в обретении вечного спасения. Семья — это школа любви, служения ближнему в любых испытаниях, поддержки друг друга. Об этом говорил и писал отец Глеб Каледа: «Владеющий даром любви совершенной да идет в монастырь. Не владеющий таким даром да вступает в брак и учится любви».
— Позволительно ли разводиться с женой (мужем), и если да, то в каких случаях? Или «что Бог сочетал, того человек да не разлучает»?
— В идеале действительно так и должно быть — разводы не одобряются Церковью, разве что кроме случаев измены или физического насилия, когда со стороны одного из супругов есть угроза жизни другому. Ведь что такое семья? В таинстве Венчания два человека перестают быть отдельными друг от друга — «и будут двое одна плоть». А если мы эту плоть рассечем — это же преступление! Как часто люди готовы импульсивно расстаться из-за того, что не поехали в отпуск на море, «не сошлись характерами», замучили быт, рутина, ушла романтика, больше нет чувств и пр. В таких ситуациях возникает вопрос: а была ли вообще любовь? Или просто влюбленность, увлечение, проявление эгоистического прагматизма: «я хочу, мне надо», а потом наскучило, и уже появляется желание бросить свою половинку.

Вновь вспомним обряд Венчания, когда священник ведет молодых вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Это символизирует то, что Слово Божие теперь будет находиться в центре их жизни, в средоточии их пути. Соблюдая заповеди, в Боге мы воссоединяемся. Если отступаем от них, то уступаем место диаволу в своем сердце, он нас и разделяет. «По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Матф. 24:10-13). Что нам остается делать? Покаяться прежде всего, признать свою ответственность в расставании, распаде семьи. Ведь не бывает такого, что причина развода только в одном супруге.
— Известно, что проще любить человека «на расстоянии», чем того, кто живет вместе с тобой. В семье люди, как правило, не носят «масок», они такие, какие есть на самом деле. Близость — это не только радость, но и испытание чувств, а в первое время — притирка. Вспоминается цитата из книги протоиерея Ильи Шугаева «Один раз на всю жизнь»: «Чему можно уподобить семью? Представим себе два камня, острых и твердых. Пока они не соприкасаются друг с другом, вроде бы все хорошо, один другой не задевает. Но положи их в мешок и потряси сильно и долго. Возможны два варианта: либо камни обтесываются и уже не ранят друг друга, либо не хотят избавляться от своих острых углов, и тогда рвется мешок и камни вылетают из него. Мешок – это семья. Либо супруги через мелкие самопожертвования притираются, либо разлетаются в злобе друг на друга». Каково Ваше мнение по этому поводу?
— Бывает сколько угодно случаев: сыграли молодые свадьбу, были счастливы, а когда начались первые проблемы — последовали и ссоры, и трения, испытание брака на прочность. Важно набраться терпения, не принимать скоропалительных решений, где-то уступить, усмирить злость и раздражение в сердце, вместе молиться. А может быть и  наоборот. Помню пример: пока супруги жили в стесненных условиях, было трудно, друг за друга держались. Стало посвободнее, легче — и кажется, что уже ничего их не объединяет.
У людей свои, индивидуальные, привычки, устои. Каждый из супругов знал, с кем жизнь связывал. А если знал, то к чему в семейной жизни удивляться, упрекать ближнего за какие-то его недостатки, слабости? Это твой человек, которого ты сам выбрал. Может быть, не совсем корректное сравнение: ведь обычно ты покупаешь одежду или обувь не самую красивую, идеальную, а ту, которая тебе подходит, которую удобнее носить. Так же и с супругами. Кто-то может удивленно спросить: «Ну что ты в ней (нем) нашел?!» Но это порой невозможно объяснить. Просто — «это мое».
— Одно дело — нестыковки характеров, темпераментов и пр., бытовые споры. А вот если муж беспробудно пьет, теряет всё, что имел, а жена всеми силами спасает, уговаривает, терзается до изнеможения. Стоит ли ей жертвовать собой? Насколько всемогуща любовь и всё ли она может изменить, исправить? Есть ли молитвы за страждущего, чья душа уродуется грехом винопития?
— Если женщина рассталась с мужем из-за его пьянства (или муж с пьющей женой), это можно понять. Но с другой стороны, перед тем как развестись, нужно подумать, а все ли варианты были испробованы, чтобы помочь супругу (супруге)? За этого человека нужно молиться, где-то поддержать его, перетерпеть, бороться за него. Жертвы оправданны в любом случае. Приведу пример. Однажды женщина пришла к мудрому старцу и жалуется: сын пьет, недостойно себя ведет. Старец спрашивает ее: «А ты с мужем своим развелась из-
за того же?» — «Да», — отвечает она. — «Не захотела терпеть с супругом, значит, терпи с сыном». Господь попускает скорби не напрасно, их надо преодолеть, пройти тем самым очищение нашей души, уроки смирения. Есть молитва Пресвятой Богородице пред иконой «Неупиваемая Чаша» от пьянства, в которой супруга или родственники могут попросить Ее помочь близкому человеку преодолеть недуг алкоголизма. За помощью в исцелении от греха винопития православные христиане обращаются к Вонифатию Тарсийскому. Память этого святого чтят 1 января (по старому стилю – 19 декабря). Вы можете помолиться и своими словами, которые идут от сердца. Главное — обращаясь к Господу нашему Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Небесным силам — Архангелам, Ангелам, святым угодникам — помните: «последняя инстанция» все равно у Бога.
— В чем же корни супружеской неверности, которая довольно часто распространена?
— Неверность — это грех прелюбодеяния, нарушения 7-й заповеди. Напомню, что так-же есть понятие «блуд» — интимные отношения вне брака. С этого всё и начинается, привычка невоздержанности сохраняется и в супружестве. Прежде всего она порождается гордыней: «Я хочу, мне надо». Или: «эта половинка надоела, буду искать что-то особенное, новых удовольствий, развлечений. Я же достоин (достойна) этого». В последние десятилетия в средствах массовой информации активно пропагандируется и насаждается культ наслаждения: «бери от жизни все, ищи новые ощущения, меняй жен (мужей) как перчатки». Отсюда и корень многих бед. Настоящая христианская семья — это благодатное царство любви, взаимопомощи, благочестия, где проявляются наилучшие качества человека. В такой семье верующие родители воспитывают детей в любви к Богу и в уважении друг к другу.
Беседовала Елена ГАЗИНА.
Фото автора.

Share this: