Владелец каждого частного домовладения знает, что, наряду с правоустанавливающими документами на собственность, домовая книга являлась документом первостепенной значимости. В ней содержится информация обо всех зарегистрированных в данном жилом помещении гражданах.
Утеря такой книги оборачивалась неприятностями. Поэтому собственники бережно хранили ее. А в случае перехода дома другому хозяину передавалась и домовая книга.
Больше в этом нет необходимости. Сегодня домовая книга – это уже документ исторический. Юридической значимости она не имеет.
«Для постановки граждан на регистрационный учет, при снятии с регистрационного учета из частного дома, при его продаже, а также при замене паспорта или смене фамилии ранее требовалось внесение всех изменений в домовую книгу. Теперь этого не нужно делать», — говорит исполняющая обязанности начальника Отдела по вопросам миграции Отдела МВД России по г. Киселёвску Светлана Ортнер. Это связано с реформами, произошедшими в государственной правовой структуре. «До 2018 года регистрационным учетом занималось Управление Федеральной миграционной службы. Теперь его функции переданы МВД России. Согласно новому регламенту специалисты по вопросам миграции МВД по-прежнему имеют право предоставлять государственную услугу по регистрационному учету по месту жительства. Но это лишь проставление штампов о регистрации по месту жительства, снятии с регистрационного учета в двух видах документов – паспорте гражданина России и свидетельстве о регистрации по месту жительства для лиц, не достигших 14-летнего возраста», — продолжает Светлана Николаевна.
Если гражданам требуется подтвердить свою регистрацию, то им необходимо сделать запрос на получение адресной справки. Такая возможность есть на сайте «Госуслуг».
Эти новшества – еще один шаг в переходе на цифровой документооборот.
Для того чтобы получить справку, необходимо иметь подтвержденную учетную запись на портале «Госуслуг».
Если у вас еще нет своего Личного кабинета на портале, который стал неотъемлемой частью жизни современного человека, создать его можно, обратившись в Многофункциональный центр (МФЦ). При этом для регистрации на портале «Госуслуг» следует иметь при себе паспорт гражданина Российской Федерации и СНИЛС (содержится в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования).
Для тех, кто зарегистрирован на Едином портале «Госуслуг», получить нужную справку не составит труда. Достаточно вписать необходимую информацию в графы соответствующего раздела.
Заявление подается в отделение адресно-справочной работы Отдела по вопросам миграции Отдела МВД России.
Ответ на запрос также присылается в Личный кабинет заявителя. Если в заявлении будет указано, что справка необходима на бумажном носителе, заверенная печатью, то в этом случае в «Личный кабинет» заявителя будет направлено сообщение о том, что можно забрать ее, придя в Отдел по вопросам миграции городского Отдела МВД России (бывший Отдел УФМС).
Подобные справки нужны не только для подтверждения места регистрации и прописки, но и при оформлении каких-либо социальных льгот, получении пайкового угля, для предоставления в нотариальную контору и в ряде других случаев.
Ни одно из этих учреждений теперь не вправе требовать у граждан выписки из домовых книг и справки с места жительства. Таких документов просто не существует.
Переход на электронный документооборот позволяет государственным органам в рамках межведомственного взаимодействия сделать самостоятельный запрос на предоставление адресно-справочной информации. Но только после письменного согласия гражданина на предоставление данной конфиденциальной информации по установленной форме.
Соответственно, у домовладельцев возникает вопрос: «Куда девать отслужившие домовые книги?». Есть два варианта: или просто хранить их дома, или сдать в городской архив.
Маргарита СЕМЕНОВА.