Маленькие певцы, актеры и… мультипликаторы!

14 июля 2017 года автор этих строк побывала в детском саду №37 на необычном «Празднике шляп». Накануне родители с детьми попробовали себя в роли дизайнеров-кутюрье. Они декорировали привычные шляпки, панамки, бейсболки и кепки, дав волю фантазии. И вот в дождливый пятничный день музыкальный зал учреждения напоминал пеструю клумбу, на которой красовались нежные розы, алые маки, изящные лилии, хризантемы, полевые цветы… В гости к ребятам пришли Ромашка-раскрасавица (воспитатель Наталья Александровна Мицкевич) и веселый озорной Незнайка (Татьяна Владимировна Данилова) и ни на минуту не позволили детям заскучать! Малыши читали стихи, отгадывали загадки, пели, танцевали, участвовали в подвижных играх. А в завершение девочки и мальчики продемонстрировали оригинальную коллекцию головных уборов и получили сладкое угощение – воздушное безе.

Детский сад №37Увиденное так впечатлило, что захотелось продолжить знакомство, глубже узнать, чем живет детский сад, являющийся, кстати, с 2014 года муниципальной инновационной площадкой по введению ФГОС в дошкольных образовательных организациях. Как выяснилось, подобные тематические мероприятия, которые можно считать полноценными театрализованными представлениями, проводятся в садике каждую неделю! Особое внимание уделяется раскрытию творческого потенциала дошкольников, художественно-эстетическому воспитанию. Действуют вокальная, театральная студии, и, что больше всего удивило – ребята из подготовительных групп не только обожают смотреть мультфильмы, но и… делают их сами с помощью наставников-педагогов в мультстудии «Кадрики»! Причем изготовленные ролики широко известны и получают высокие оценки как на городском, так и на областном уровне.

Так, в этом году золотой медали «Кузбасской ярмарки» в конкурсе на лучший видеоролик удостоен мультфильм «Родитель, не ленись! Пристегни и пристегнись!» по пропаганде использования в автомобилях детских удерживающих устройств. На областном конкурсе «Кузбасский кораблик мечты» в 2016 году два мультфильма заняли 1 и 2 места. И это при том, что на суд жюри было представлено 37 работ воспитанников детских садов Кемеровской области и Алтайского края!

Перечень наград можно продолжать. Мультстудия «Кадрики» организована по инициативе Галины Викторовны Темпель, которая руководит детским садом №37 с 2011 года.

Детский сад №37— Ранее я работала учителем информатики в школе, и уже тогда у меня возникла идея создания мультфильмов вместе с детьми, — рассказывает Галина Викторовна. — Когда я стала заведующей дошкольного учреждения, ее удалось реализовать. Хотелось внести какую-то изюминку. А почему бы и нет? Ребята творческие: лепят, рисуют, поют, сочиняют сказки, посещают театральную и вокальную студии. Их умения и таланты вполне могут пригодиться и в мультипликации. С 2013 года руководителем студии является педагог дополнительного образования Нина Владимировна Кабчук. За этот период были сняты мультфильмы: «Ворона и лисица» — первый опыт, применена техника плоскостной пластилиновой анимации, «Мой Кузбасс», посвящённый сохранению природы родного края, «Нет оправдания войне» к юбилею Великой Победы, «Мой Киселевск» к 80-летию города, «Правила дорожные знать каждому положено!», «Экологические истории» (песочная анимация), «Родитель, не ленись! Пристегни и пристегнись!» и др. Сейчас у нас есть новые задумки: совместить познавательно-исследовательскую деятельность и мультипликацию, используя фото изображений, которые выводятся с цифрового микроскопа на монитор ноутбука.

Праздник шляпВсе мы родом из детства и выросли на мультиках, поэтому не терпелось узнать, как происходит процесс их «рождения». Нина Владимировна Кабчук поделилась своим опытом:

— Работа над мультфильмом начинается с идеи. Так повелось, что мы снимаем анимационные ролики на социально значимые темы. На подготовительном этапе с ребятами эти темы обсуждаются. На примере ролика «Мой Кузбасс» — мы знакомили их с историей, растительным и животным миром родного края, его местом в составе всей страны и т.д. Принимаются предложения детей, касающиеся сюжета, персонажей, составляется сценарий будущего мультфильма. Большая совместная работа ведется и с другими педагогами детского сада, в том числе при активном участии старшего воспитателя Светланы Михайловны Деминой. Затем наступает непосредственно творческий процесс. Он зависит от того, в какой технике будет сниматься мультфильм. Это может быть рисование и вырезание бумажных фигурок героев, если выбрана анимация на основе аппликации методом перекладывания составных частей.

Для объемной анимации изготавливаем кукол из пластилина, конструктора «Лего», декорации. У нас имеется опыт рисования на речном песке, заранее просеянном и прокаленном в духовке. Песок распределяется на световом столе, а ребята осваивают приёмы получения изображений на сыпучем фоне: пальцем, палочкой, ладонью, ребром ладони, кулаком. Рисованные мультфильмы наподобие «Ну, погоди!» или в диснеевской стилистике мы не снимаем. К флеш-анимации я также не прибегаю, так как она не соответствует возрастным особенностям дошкольников, и дети, я считаю, пресыщены планшетами и компьютерами у себя дома. Возможно, в будущем попробуем и другие техники, например, пикселяцию – способ создания мультфильмов с помощью подручных предметов, фотографий.

Переходя к съемкам, дети знакомятся с профессиями мультипликации, с важностью каждой из них, стараются развить в себе качества, необходимые в той или иной специализации. Ребенок умеет выразительно читать стихи – пожалуйста, прояви себя в озвучивании мультфильма. Хлебом не корми – дай поснимать кадры на фотокамеру – наверное, растет будущий оператор. Более рассудительные, вдумчивые, усидчивые ребята вполне могут выступить в качестве художников-постановщиков. Стоит отметить, что многие приспособления для мультипликации мы изготовили своими силами. В этом нам помог Сергей Сергеевич Туцкий – рабочий по обслуживанию здания, человек творческий, на все руки мастер, очень отзывчивый к нашим просьбам. Он сделал мультстанок для покадровой съемки, импровизированный световой стол с подсветкой. После того, как будут отсняты все кадры, наступает заключительный этап работы над фильмом – его монтаж и звуковое сопровождение в компьютерной программе.

КадрикиНеоценимую поддержку при этом оказывает музыкальный руководитель Светлана Георгиевна Жабоедова, без которой в детском саду, к тому же, не проходит ни одно массовое мероприятие. А когда творческий продукт готов, после премьерного показа ведется последующая работа с ним. Ознакомиться с мультфильмами, снятыми в студии «Кадрики», можно в сети Интернет на канале Youtube. Ссылки есть на сайте детского сада №37. По словам Нины Владимировны, кропотливый труд над мультфильмами воспитывает в детях ответственность, дисциплинированность: не было ни одного случая, чтобы кто-то из ребят не выучил слова! Дошколята учатся сотрудничеству, работе в команде, осознают свои сильные стороны и способности. И кто знает, может быть, студия «Кадрики» готовит будущих котёночкиных, которые, став взрослыми, порадуют новыми качественными мультиками следующее поколение малышей.

Елена ГАЗИНА.

Фото автора и Ирины Новичихиной.

Share this: