Первого мая 2022 года наши постоянные читатели Валентин Афанасьевич и Галина Дмитриевна Скулыбердины отметили 65-летие семейной жизни! «Железная» свадьба — символ прочности отношений между супругами: эти узы не удалось разорвать ни испытаниям, ни трудностям, ни времени.
Как же посторонние люди становятся самыми близкими, настоящей крепкой семьей, в которой муж и жена остаются вместе и в радости, и в горе? Об этом мы поговорили с юбилярами.
Сначала пообщались с главой семьи.
— Валентин Афанасьевич, что означает «брак» в Вашем понимании? Почему далеко не все союзы между мужчиной и женщиной долговечны?
— Семейный брак — это священный союз мужчины и женщины, заключенный под святой иконой (венчание) в церкви или в государственных органах. Это законный гражданский брак. У современной молодежи, на мой взгляд, какое-то другое веяние. Влечение души и тела в простонародье называется любовью. Но это же не главное, чтобы заключать крепкий и нерушимый союз. При регистрации брака в ЗАГСе в документах так и пишется, что мужчина и женщина находятся в гражданском состоянии. Но незарегистрированный и невенчанный «брак» почему-то стали называть «гражданским». Такие отношения я считаю блудом, сожительством. Встречи «на скорую руку», без разбора, безнравственны и близки к периоду первобытности.
— Как же произошла Ваша судьбоносная встреча с Галиной Дмитриевной? На что уже тогда, в молодости, были готовы ради друг друга?
— Мы познакомились, когда я учился в ремесленном училище в поселке Яшкино, а Галина — в 9 классе в Сталинске (Новокузнецк). Бывало, я ездил на свидания «зайцем» (денег не было в училище). Главное — пробраться в вагон, затем — быстро на багажную полку, пока тебя не обнаружат и не выгонят. Ездил в тамбуре, между вагонами, а летом и на крыше вагона. Приходилось проявлять смекалку и находчивость.
Наша семейная жизнь с Галиной началась 1 мая 1957 года в бараке по ул. Новостройка с двумя табуретками и односпальной койкой. Отопления нет, печь сломана, воды, канализации нет. Главное удобство в домике с буквами «м» и «ж» за 25 метров — водоразборная колонка через два барака, и там же помойная яма.
А ведь Галина жила в Сталинске в многоквартирном доме со всеми удобствами сегодняшней цивилизации. Вот и сейчас подумаешь, какой любовью надо было меня полюбить, чтобы решиться на такой обмен! Это не влечение души и тела, а нечто большее!
Я знаю точно, что семейный брак без взаимной любви — это фиктивный и временный брак, где дети страдают больше всего.
— Вы ревновали друг друга? Только честно.
— О ревности могу сказать, что она — эгоистическое чувство, как и любовь. Это источник мук. Но мы ею не мучились. У нас были равенство, доверие и понимание, может, и преданность друг другу. Если повода для ревности нет, то ревновать глупо. А вот если повод есть, то уже поздно.
Любовь, как аллергия, может появиться и привязаться к человеку в любом возрасте. Поэтому старые безумцы бывают еще безумнее молодых. От большой любви и больших чувств «налево» гулять никто не захочет и не будет. Когда в доме согласие и понимание, радостно и интересно, то утром хочется идти на работу, а вечером — скорее бежать домой, где тебя ждут, где жизнь в объятиях с любимым человеком — это сплошной праздник и рай.
Здесь, считаю, должны работать мужская и женская мудрость, терпение и рассудительность. Сейчас я не могу сказать, кто из нас более рассудительный в делах любви и верности. Но для Галины любовь остается до сих пор делом всей ее жизни, это заметно. Жизнь без любви — не жизнь. Любите, пока любится и пока вас любят!
— В книгах вы много писали о своих корнях, родословной. Семейное древо разрастается. Расскажите о вашем продолжении — детях и внуках.
— «Наша фамилия мужчинами богата и лишь бедна, что женщина одна». У прадеда было 4 сына, у деда — 3 сына, у отца — 3 сына, у меня — 2 сына, у моих сыновей — 3 сына, у моих внуков — 2 сына.
После рождения первого нашего желанного Александра, а затем — Евгения, Галина уделила все внимание воспитанию ребят, чтобы они выросли и достойно вышли в люди. У нас это получилось. И дети, и внуки выучились, все работают и живут нормально, а мы с Галиной радуемся.
После стольких лет супружества я бесконечно благодарен своей Галине за нашу совместную жизнь, за воспитание детей, трех внуков и даже двух правнуков. Теперь, когда за пазухой скоро 86 лет, что можно и хочется ждать от жизни? Главное — оставаться в хорошем здравии, радоваться солнцу, той жизни, какая она есть сегодня. И всё. Даже 15 минут, когда тебе хорошо, это тоже жизнь.
А каков женский взгляд на любовь и семью? Как их сберечь, не растерять с годами? Сокровенными мыслями и воспоминаниями поделилась Галина Дмитриевна:
— Где-то там, далеко, и давно это было. В деревне Иткаре осталась наша скамья, на которой мы до утра считали звезды. Эти встречи нас сдружили на многие лета. Были школьные каникулы у Валентина и у меня. По окончании школы я работала штукатуром-маляром в Сталинскпромстрое, затем Валентин увез меня в Киселевск. Я трудилась на машзаводе до пенсии в литейном цехе машинистом мостового крана.
Свадьбу играли в квартире по-скромному 1 мая 1957 года. Заявление лежало и ожидало нас в ЗАГСе. Моя мама не одобрила майскую свадьбу: «Будете маяться всю жизнь», — говорила она. Но, как оказалось, наш брак стал нерушимым, долгим, удачным и счастливым для меня. Разводы и тогда случались, но редко. Среди женщин не слышно было разговоров: «Я неудачно вышла за своего мужа, а вот он на мне женился удачно». Все тогда жили ровненько, скромно, уверенно и по-своему весело и интересно.
Наше женское счастье — не сомневаться в верности своего мужа и родить от любимого ребенка. Мы родили двоих сыновей, вырастили, выучили и подготовили к жизни. Они успешно работают и сами воспитали своих детей, а мы уже имеем правнуков.
В армию Валентина призвали в 24 года, и у нас был наш первенец. Первая длительная разлука показалась мне маленькой смертью. В силу любви нужно верить, и я верила и ждала мужа из армии три года, читала его солдатские письма. Когда ты знаешь, что любима, это смягчает страдание и сокращает разлуку.
Удержать мужчину от измены считаю самой трудной работой. Хотя говорят, есть много таких способов, но нет ни одного надежного. За время службы Валентина в армии в голове проскальзывали мысли: «Вернется или не вернется?» Да и подруги подшучивали надо мной: зря ждешь. Там моложе есть и могут полюбить горячее и нежнее, чем ты.
Письма продолжали приходить до конца службы и так же часто. Мне способы «привораживать» возвращение Валентина не пригодились.
Счастье возникает, когда есть семья, без семьи не знаешь, куда себя девать. Я прожила скромную, простую жизнь в счастье. Единственный недостаток на склоне моей старости — здоровье ухудшилось давно и серьезно. Спасибо Валентину: он ухаживает за мной и помогает продлевать мне жизнь.
В отличие от меня, супруг до сих пор в хорошем состоянии, здравом уме и памяти. Недавно написал и издал книгу о Киселевске, о машзаводе им. И.С. Черных и своей родословной начиная с 1820 года.
Книгу он мне подписал с четверостишием (не знаю, где он это вычитал).
«Продли, Всевышний, дни моей Галины,
Без глаз ее душа моя пуста,
Я без нее, как елка без вершины,
Я без нее, как церковь без креста».
Как тут не прослезиться от такого отношения ко мне! Спасибо мужу. Валентин до сих пор остается романтиком. Читает стихи, ходит в библиотеку, играет на гитаре, аккордеоне и выращивает цветы. На даче работает один. Мужчинам тоже нужны уважение, ласка и любовь. Сварливых и придирчивых женщин они не любят. Я считаю, что Валентин точно дан мне Богом на всю жизнь.
Одна жизнь, одна любовь. Я говорю это, прожив вместе 65 лет. Хочу и надеюсь, чтобы наша любовь пережила нас. Всем желаю счастливых, долгих, безболезненных лет жизни.
Беседовала Елена ГАЗИНА.
Фото из семейного архива Скулыбердиных.
P.s. К сожалению, 66-летие совместной жизни супругам отметить не удалось. В 2023 году не стало Галины Дмитриевны…