Бывает, возвращаешься из Прокопьевского драмтеатра в смятении, до телесной боли. Словно застоявшуюся воду в банке взболтали — и весь осадок поднялся, всколыхнув чувства. Так было и в минувший четверг после читки пьесы Эрика-Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая Дама», написанной в 2002 году. Это философская драма — красивая, светлая, плавная и неспешная, для глубокого осмысления. И пусть зрителям был представлен эскиз — актеры прониклись предложенным материалом, и тексты в их руках не замечались. Прочтение, на наш взгляд, уже воспринималось как спектакль, хотя и «в черновике».
Главный герой, 10-летний Оскар, болен раком и живет в больнице. Здесь для него стала второй мамой сиделка — «Розовая Дама», или Бабушка Роза. Именно она сумела найти подход к мальчику, ободрить, стала его утешением. Она же и посоветовала умирающему ребенку писать письма Богу. А когда Оскар узнал, что ему осталось жить всего 12 дней, Бабушка Роза предложила игру: каждый день считать за прожитые 10 лет… Так стремительно они и пролетели. Хоть и в воображении, но увидеть жизнь пареньку удалось. И он тихо ушел из нее.
Зрители смотрели показ затаив дыхание. Когда перешли к обсуждению материала, от слез актриса Татьяна Дорофеева не могла говорить. Призналась, что плакала, впервые читая текст, и Наталья Денщикова — та самая «Бабушка Роза». История очень трогательная, в ней подняты глобальные темы — Бога, жизни и смерти, веры.
«Люди опасаются смерти, потому что страшатся неведомого. Но неведомое — что это на самом деле? Оскар, я предлагаю тебе не бояться, а верить. Посмотри на лицо распятого Бога: он терпит физическую муку, но не испытывает моральных мучений, так как у него есть вера», — пожалуй, это самые сильные и важные слова, сказанные Бабушкой Розой ребенку в часовне.
Исполнителю роли Оскара — Дмитрию Савенкову — удалось передать и детскую непосредственность, и открытость, и доверчивость, и вместе с тем мужество неизлечимо больного мальчика, научившегося каждый день смотреть на мир, как в первый раз.
Высказала свое мнение и директор театра Людмила Купцова: «Онкология — бич 21 века, острая тема. И не все родители, столкнувшись с болезнью ребенка, выдерживают такое испытание. В этом произведении отец и мать Оскара оказались трусами. Но с какой легкостью переносит смертельное заболевание 10-летний мальчик! Безусловно, такие роли актерам исполнять морально тяжело. Не думаю, что на подобных спектаклях будет аншлаг. Вряд ли людям, особенно молодежи, захочется погружаться в эту боль и трагедию семей, где ребенку осталось жить совсем мало».
По-другому считает постоянная зрительница театра: «Мне пришлось испытать это, когда мой ребенок был в 8 классе, — поделилась сокровенным женщина. — Однажды мне позвонил муж и сказал, что дочь не дышит, открылось кровотечение. Медики безоговорочно направили ее в Новокузнецк — в отделение онкогематологии. Там она видела тяжелобольных детей, и одна из них — четырехлетняя девочка, часто просила, чтобы дочь ее обнимала и говорила, что любит. «Ты же знаешь, я всё равно умру!» — по-взрослому всё осознавала малышка.
Моему ребенку поставили диагноз «нарушение свертываемости крови», выписали, взяли под наблюдение. Но у той маленькой пациентки, как сказали врачи, надежды на выздоровление не было… Всё это происходило в новогодние праздники. К детям тогда пришли артисты, чтобы, как Бабушка Роза, развеселить и поддержать ребят. Как же порой нам не хватает в жизни милосердия! Кому-то руку подать, донести тяжелую сумку, сказать ласковое слово… Такой спектакль нужен в репертуаре и актуален в любое время».
Многие присутствующие в зале согласились с женщиной. Но автору этих строк впечатлений хватило с лихвой и после читки. Перепроживать всё заново, на спектакле, уже не хочется — тяжело…
На читке побывала Елена ГАЗИНА. Фото автора.