Сила дерева — в корнях, или Жизнь продолжается!

Ровесник Великой Победы, Прокопьевский драматический театр с почти 75-летней историей, принимает в своих стенах молодых творцов новейшей драматургии, отражающей проблемы и явления современных реалий. Лаборатория «Эксперимент 123» с 2011 года является источником свежих и часто очень смелых идей. Прочно «укоренившееся» дерево искусства дает новые побеги!
Автор этих строк в минувшую пятницу побывала на премьере спектакля «Посадить дерево» (по пьесе Алексея Житковского, режиссер Александр Черепанов, Челябинск). «Зачатый» как сценический эскиз, он появился на свет в День всех влюбленных под аплодисменты и теплые отзывы зрителей.

Прокопьевский драмтеатрПараллели «родственных» спектаклей
Еще до начала премьерного показа мое внимание привлекла знакомая деталь, появившаяся в интерьере Прокопьевского драмтеатра — сухие ветви деревьев, без листьев! Это я уже видела немного ранее! Такими же было заполнено пространство малой сцены в комедии по мотивам пьесы Ярославы Пулинович «Тот самый день», режиссер Снежанна Лобастова. А после просмотра премьеры сразу стало понятно: спектакли, имея свою яркую индивидуальность, родственны. Обоим дала жизнь театральная лаборатория современной драматургии «Эксперимент 123» апреля 2019 года. И в том, и в другом красной нитью проходит тема продолжения жизни, на первом плане — отношения между родителями и повзрослевшими детьми: в «Том самом дне» — матери и дочери, в постановке «Посадить дерево» — отца и сына. Просматриваются и другие параллели: вопреки традиционному формату, между зрителями и актерами — минимальная дистанция. Мы видим лица, мимику, всю гамму эмоций каждого персонажа. Это завораживает и создает эффект нашего присутствия внутри разворачивающихся событий. Развязка наступает быстро: всего 80 и 50 минут — такова продолжительность спектаклей. А разве не так стремительно мы сегодня живем?

Тот самый день
Всего за час с небольшим 37-летняя Мария в исполнении Ольги Гардер — главная героиня комедии «Тот самый день», после хождения по мукам наконец-то сепарируется от гиперопекающей матери (Любовь Хмельницкая). Это смешная, сатирическая, гротескная история с политическими и социальными нотками. Зрители смеялись от души.
Женское одиночество — режущая сердце беда. Вот и Машу она коснулась. Сотрудница музея изобразительных искусств продолжает жить с пожилой мамой. Та, встревожившись, что дочь так и не найдет мужа, не родит ей внуков, делает безуспешную попытку свести ее с Алексеем (Анатолий Иванов) — сорокалетним программистом, сыном соседки.
Режиссер доводит сцену знакомства до абсурда. Обе мамы великовозрастных детей буквально толкают их друг другу в объятия, нахваливают, как товар на рынке. Конечно, после такого «свидания» пара не сложилась.
Ярослава ПулиновичА между тем на сцене подвешены в воздухе безжизненные, без корней, деревья как символ безысходности и призрачности личного счастья: никому не нужна, не от кого рожать!
Тогда мать настойчиво отправляет Марию в рискованное и унизительное «путешествие» за «последним шансом» с единственной целью — во что бы то ни стало забеременеть в «тот самый день», наиболее благоприятный для зачатия. Маша, слушаясь мать, идет в бар, где и начинаются ее «приключения».
На своем пути Мария встречает и путану, и одиозного депутата, и мужчин нетрадиционной ориентации, и гопников, и получает наставления от ангела, одетого в белую фуфайку, ушанку, с чайником в руках. Главная героиня наблюдает ложь, лицемерие, замаскированное высокопарными лозунгами, нарушение клятв и обещаний и восклицает: «А куда рожать? В какой мир? В мир, где все с ног на голову? Где каждый день нужно притворяться, быть угодным — царю, президенту, Богу?»
«Тот самый день» проходит впустую. Мне врезался в память взгляд Марии-Ольги Гардер: глаза, полные отчаяния, на которых вот-вот навернутся слезы, дрожащие губы… И лишь когда она возвращается домой и встречает Алексея, решившего избавиться от материнской опеки, выход находится сам собой — пойти вместе с ним!
И сразу же возникают емкости с водой для деревьев, чтобы смогли вырасти их корни. И появляется шанс взрослым людям стать самостоятельными и родить своих детей.
Как видите, вовсе не обязательно отвергать то, что говорят родители. Важнее выйти из слияния с ними. Ведь дочь приняла выбор жениха, предложенный матерью. Однако — уже сама, без ее давления.

Посадить дерево

Посадить деревоТочно так же, но в нужной ситуации, самостоятельно, в спектакле «Посадить дерево» сын-студент делает то, что велел отец. Хотя изначально не понимал, зачем соблюдать традицию: посадить дерево, построить дом, вырастить сына… Жизнь не вписывается в рамки клише. В ней много непредсказуемости, часто не оправдываются ожидания, рушатся идеалы, и даже себе не всегда можно доверять.
Отец (Анатолий Коротицкий) и сын (Михаил Дмитриев) отправляются за город, чтобы посадить дерево. Обыденность этого события обрастает запутанным кругом проблем: и пустырь оказался вовсе не пустырем, а элитным полем для игры в гольф, и саженец — синтетической подделкой. Ценности, привитые отцу в годы существования СССР, стали неактуальны. А сын, худенький заморыш, который и лопату-то держать не умеет, ставит под сомнение догмы, с пафосом произносимые родителем, чем гневит его. Коммуникация между поколениями нарушена. Но, как ни парадоксально, несмотря на то, что отец не верит в сына, именно молодой парень разруливает ситуацию с охранниками (Сергей Жуйков и Юрий Пургин) и спасает себя и отца. И сажает-таки дерево, пусть оно даже бутафорское.
Спектакль абстрагирован от каких-либо деталей. У героев даже имен нет, отсутствуют и декорации, зрители сидят на сцене. Постановка полностью построена на таланте и мастерстве актеров. И была воспринята на ура.
Посадить деревоВ обсуждении зрители признались, что за 50 минут многое переосмыслили в своих отношениях как с детьми, так и с родителями. Не было ни одного критического отзыва.
Актер Сергей Жуйков высказал свое мнение: «На самом деле это короткий анекдот: пришли два клоуна сажать деревья на поле для гольфа. Но звезды сошлись, и из этой истории мы сделали полноценный спектакль».
Режиссер Александр Черепанов прокомментировал свою работу так: «Я не думаю, что в этой пьесе проблема отцов и детей главная. Мне хотелось, чтобы зритель был активным участником этой постановки, а не пассивно воспринимал сюжет, мог найти в нем свою «болевую точку», увидел свой собственный спектакль».
Эксперименты продолжаются! Очередная лаборатория состоялась уже в начале этого года. А значит, мы можем ожидать, что репертуар Прокопьевского театра пополнится новыми постановками.
Возрастная категория спектаклей «Тот самый день» и «Посадить дерево» — 16+.
Елена ГАЗИНА.
Фото автора и Прокопьевского драматического театра.

Share this: